Typographia 2 (Oldřich Hlavsa)

Нашел на книжной полке своей съемной квартиры чешское издание начала 80-х годов. Внутри шрифтовые композиции чередуются с шрифтовыми гарнитурами фотоколлажами и иллюстрациями. Соседка, проходя мимо, посоветовала не читать, а смотреть. Иначе бы и не получилось, вся книга на чешском.

Typographia2 1

Автор — Олдриж Главса (Oldřich Hlavsa), оказалось влиятельный человек и видная фигура в мировом книжном дизайне.  Это издание, второе из трилогии «Типография», вышло в 1981, другие книги свет увидели в 1976 и 1986 годах. Все они уже стали раритетами судя по сообщениям в сети и объектами горячих поисков интересующихся книжной графикой и шрифтами. Ищите в чешском букинисте — такой обычно ответ. В свободной продаже нет, в электронном виде тоже. Желающих найти сканы страниц не так уж мало, а картинок не слишком много, потому я решил сделать цифровые копии понравившихся мне разворотов.

Typographia2 7 Typographia2 10

Немного об авторе. Олдриж Главса (1909-1995) интересная фигура восточноевропейской дизайнерской сцены. Не имея специального образования, никакой академической теории и практики, работая за железным занавесом в сложных условиях информационной блокады простым наборщиком, он тем не менее стал одним из самых известных и видных дизайнеров восточной Европы, и более того, оказал ощутимое влияние на целое поколение графических дизайнеров не только в западной Европе, но и в Америке.

Typographia2 12 Typographia2 20

Чешское искусство испытывало сильный подъем в период после Первой Мировой войны. В 1918 году Чехия сливается со Словакией, и возрастающий на этой почве национализм открывая путь для активных поисков национального стиля, национальной идентичности, в том числе и в поисках новых шрифтов. Очевидно шрифтовая традиция того периода вдохновлена экспрессионизмом и это станет стилистической доминантой в типографии того времени.

Untitled

Становление Олдрижа приходится как раз на этот активный период. Впоследствии, он сохранит экспрессионистский вкус, но помимо этого важное влияние на него окажут авангардистские идеи, конструктивизм Тейге, подходы в адаптации традиции в современном дизайне таких художников как Oldrich Menhart и Ladislav Sutnar. Все эти вещи Хлавса изучал не отрываясь от своей многолетней работы наборщиком, в процессе которой сформировал особый подход к типографии и организации текста как к визуальной интерпретации содержания, и делал это в особом самобытном ключе. Я думаю, это чувствуется в представленных фрагментах композиций.  Яркий эклектист, он встает в ряд с теми западноевропейскими и, преимущественно, американскими дизайнерами, которые в 60-ые годы выступили антагонистами швейцарскому стилю (интернациональному стилю типографики).

Typographia2 24

Трехтомник «Типография», в котором Хлавса собрал свои инновационные дизайнерские взгляды до сих пор считается одним из непревзойденных образцов такой коллекции.

TM-layout_12pages.indd

 

Typographia2 23 Typographia2 13 Typographia2 22 Typographia2 18

Typographia2 9 Typographia2 8

Typographia2 4 Typographia2 6

Typographia2 2Typographia2 15

Кубасов

Advertisements
  1. No trackbacks yet.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: