Что этим хотел сказать художник? Альберт-Деготь.

Невинный человек, оказавшийся ненароком на ретроспективе Юрия Альберта в Московском музее современного искусства должен быть ошеломлен: после первого — как будто кураторского — текста, висящего на первом этаже у лестницы, он попадает в пространство, где вопреки ожиданиям, никаких изображений нет. Есть только тексты об этих изображениях — семь, что ли, залов, заполненных текстами, одни попроще, другие посложнее (не обошлось и без Деррида, не был забыт и Фуко).

И никаких картин. Даже в видео-зале не идет ничего.

Такова задумка куратора выставки Екатерины Деготь — будучи поклонницей московского концептуализма, она решительно отказывается от стандартных кураторских практик: выставлять Юрия Альберта так, будто он большой пластический художник, ей кажется неверным, и она действует в логике того самого концептуализма: предъявляя не столько образ, сколько жест. Однако сила этого жеста парадоксальным образом оказывается мощнее любого изображения.

Image

Итак, семь черно-белых залов. С одной стороны, любители острых визуальных ощущений должны быть довольны: даже не вчитываясь в смысл представленных «работ», можно просто насладиться скупым ритмом совершенно плоских и чудовищно однообразных произведений. Так должен бы поступить пурист от искусства: работы предъявлены — ведь все, находящееся в стенах музея, так или иначе считается работой. С другой стороны, даже название выставки («Что этим хотел сказать художник?») подталкивает к тому, чтобы — сначала возмущенно — задать пару вопросов именно текстам и уже потом, по их прочтении (т.е. чуть менее возмущенно), получить от них определенный ответ.

Не прямой, конечно. Текст «В работе 1996 года «Я не Джаспер Джонс!» Альберт апроприирует стиль американского художника Джонса, его эксперименты с техникой энкаустики и коллажа, его «карту» цветов с тем, чтобы заявить, что он совсем другой художник» выглядит издевательским даже для тех, кто знаком и с работами самого Джаспера Джонса, и с работами Юрия Альберта из серии «Я не…». Это что, издевательство? спросят посетители — и будут совершенно правы. Но это особого рода издевательство.

Юрий Альберт, немало сил положивший на разрушение логики восприятия и потребления образов искусства, и в своей псевдо-ретроспективе продолжает эту логику разрушать.
Тем интереснее поглядеть на то, как невинный (мы все еще помним о нем) человек меняет свои поведенческие коды в пространстве выставки «Что этим хотел сказать художник?».

Во-первых, время — его нужно гораздо больше. Площадь текстов предположительно равна площади описываемых ими изображений — но! временные затраты на тексты оказываются существенно выше. Как долго вы обычно находитесь на выставках? Час? Два? Здесь понадобятся и три и четыре.

Кстати, об удовольствии — о, с ним как раз проблемы. Тексты по мнению большинства посетителей выставки, не являются в полном смысле работами, а то, что работа на выставке только одна (и это, естественно, сама выставка) они знать не хотят. Количество недовольных, разочарованных, где-то даже разозленных посетителей и веселит и удручает. Хуже всего приходится смотрительницам — им предъявляют наибольшее количество претензий.

Но, наконец, самое главное — смысл. Что же все-таки хотел сказать художник? Закономерный вопрос на выставке, состоящей из слов. Казалось бы, что проще, возьмите да и повесьте где-нибудь среди прочих текстов еще один текст, дающий ответ на этот извечный вопрос. Однако — и вот она, высшая парадоксальность — то, что автор хотел сказать, находится по-прежнему не в словах. Художник не говорит ничего (он по сути нем), бесконечное количество текста лишь подтверждает его молчание.

А кончается выставка все-таки хэппи-эндом: со временем она наполняется работами, там, где появляется изображение, исчезает текст, происходит это постепенно, так что посетители, оказавшиеся на выставке через три недели после ее открытия, уже не будут так разозлены или разочарованы. А те, которые придут под конец, и вовсе будут рады — их встретят ироничные, веселые, яркие картинки, некоторые из них будут надписями на холсте (все-таки Альберт классик концептуализма), но мы же понимаем, это ведь искусство. В таком формате его уже можно воспринимать.

На самом деле это печальное произведение.

Кубасов

Image

Advertisements
  1. No trackbacks yet.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: