Манускрипт Войнича.

В 1912 году Михаил-Вильфред Войнич приобрел в итальянском иезуитском институте древнюю рукопись ставшую впоследствии одной из главных загадок для криптологов. Кодекс состоящий из 246 рукописных страниц тонкого пергамента, обильно снабженный иллюстрациями, оказался написанный на неизвестном языке, и до сих пор не поддается дешифровке. На протяжении более ста лет различные ученые криптологи и любители бьются над тайной происхождения рукописи.

Снимок экрана 2014-02-13 в 8.57.41 PM

Первый лист манускрипта Войнича

Текст ориентированный слева направо, размер и расположение шрифта, а так же средня длина «слов» в 5 букв отчетливо свидетельствовали об европейском происхождении документа.  При всем при этом, невозможно было отнести его ни к одному из известных доселе языков, в том числе европейских. В тексте отсутствовали характерные для европейских языков слова длиной в две буквы или слова длиннее десяти букв, а некоторые из слов повторялись по пять раз подряд друг за другом, что выглядело нехарактерным даже для известных доселе систем шифрования.  Однако, есть предположения, что в основе таинственного языка Войнича лежат более экзотические языки, и даже иврит.

В приобретенном Войничем манускрипте было вложено письмо 1666 года, в котором сообщалось имя предыдущего владельца, жившего в начале 17 века, из чего следовало, что автор рукописи жил до 1600-х годов. Авторство предписывалось знаменитому францисканскому монаху жившему в 13 веке Роджеру Бэкону, придворному математику королевы Елизаветы I Джону Ди (1527—1609), алхимику Эдварду Келли, итальянскому архитектору Антонио Аверлино (1400-1469), а так же самому Войничу. Расхоже было мнение, что рукопись является хитрой мистификацией начала 20 века. Однако, проведенный в 2009 году радиоуглеродный анализ образцов оригинала позволил установить примерное время создания манускрипта  — первая половина 15 века.

Снимок экрана 2014-02-13 в 8.59.27 PM

Этот временной диапазон подтверждается более ранними исследованиями, основанными на иллюстрациях манускрипта. Прически и одежды изображенных людей, а так же стиль, в котором были выполнены рисунки обычно датировались промежутком 1450-1520 гг.

В тексте отсутствуют заголовки и разделение текста на главы, однако руководствуясь иллюстрациями, выделяют следующие разделы:

  1. “Ботанический” (1-66 л.) — состоит из 113 рисунков неизвестных видов растений. С особой тщательностью проработаны цветки, листья и корневые системы фантастических растений. Иллюстрации снабжены текстом.
  2. «Астрономический (Астрологический)» (67-73 л.)  — состоит из 25 звездных диаграм в форме кругов, с луной или солнцем в центре. Отдельные сегменты заполнены звездами и созвездиями, некоторые со знаками зодиака и фигурами обнаженных женщин, некоторые из которых свободно стоящие, иные выходят из объектов напоминающие банки или трубки.
  3. «Биологический» (75-84 л.) — эта секция выглядит наиболее загадочной из всех и состоит из рисунков обнаженных женщин с выпученными животами и гипертрофированными бедрами, погруженных в жидкости или трубы и капсулы. Есть версии, что это символическое изображение репродукции человека или процедуры, посредством которой душа становится единой с телом.
  4. 85-86 л. — сложенный в шесть раз лист с изображением 9 медальонов заполненных звездами и неизвестными структурами напоминающими связки труб.
  5. «Фармацевтический» (87-102 л.) — состоит из рисунков более чем ста различных видов медицинских трав и корней, каждый из которых снабжен подписями и сопроводительным текстом.
  6. 103-117 листы исписаны непрерывным текстом с изображением звезд на полях.

  

Можно было бы предположить что манускрипт Войнича представлял собой трактат по фармацевтике, астрономии, астрологии и ботанике. Эти таинственные изображения, пожалуй самая захватывающая часть манускрипта. Если текст покамест не поддается дешифровке и может вполне рассматриваться как бессмысленная «абракадабра», то иллюстрации сами по себе захватывают воображение. Фантастические растения, абстракции, нечитаемые звездные карты, неизвестные небесные тела, будто бы магические круги и мандалы, обнаженные женские фигуры в кадках, все эти загадочные символы вместе с тотальной непроницаемостью текста кажутся плодом яркого воображения. В этих картинках с трудом можно выделить знакомые символы или религиозные мотивы, так что вряд ли можно говорить о принадлежности манускрипта к какой-либо из школ или религий в частности.

«Ботанический» и «Фармацевтический» разделы кодекса, казалось, оставляли шансы обнаружить хоть какие-нибудь свидетельства отношения рукописи к реальному миру, однако ни одно из растений с точностью не может быть определено поныне. Ходили версии будто среди растений обнаружены были и подсолнух и красный перец, фиалка и папоротник, однако все они либо снабжены неправдоподобными деталями, нехарактерными для этих растений. Все это выглядит поистине мистическим.

«Фармацевтический» раздел Кодекса

Хотя вместе с этим сюжетом, вспоминаются гравюры из трактата «Prodigiorum ac ostentorum chronicon» середины 16 века, изображающие неведомых чудищ заморских земель, аборигенов, и узнаваемых экзотических животных с гипертрофированными или выдуманными частями тела. И в общем то такое условное и искаженное изображение знакомых нам явлений выглядит вполне себе общим местом для иллюстраций той эпохи.

4 3

Иллюстрации из трактата Prodigiorum ac ostentorum chronicon

Так или иначе изображения в манускрипте не проливают достаточного света на его природу, может ли это значить, что этот документ целиком лишен смысла? Или автор нарочно использует неоднозначные иллюстрации для предотвращения расшифровки «секретного» текста?

Остается неясным, действительно ли текст был зашифрован или просто написан с использованием неизвестных букв на неизвестном языке. Однако для криптологического анализа мотивы автора не важны, поскольку использование неизвестных символов воспринимается как часть шифровки.  Твердый ровный почерк без помарок и исправлений свидетельствует о том, что автор хорошо владел тем языком, на котором написан манускрипт.

Было не мало случаев, когда исследователь тайны рукописи заявлял, что нашел механизм дешифровки текста. Однако в большинстве случаев все предложенные механизмы срабатывали лишь на определённых его частях и не могли быть применимы для перевода всей рукописи.

Гордон Рагг исследовавший манускрипт в 00-х годах, провел эксперимент. Он исследовал ряд методов шифровки, известных в конце 16 века, и обнаружил, что текст подобный рукописи Войнича может быть создан и, что важно, очень быстро, одним человеком, с использованием модифицированной решетки Кардана вкупе с большим набором бессмысленных слогов и искусственных букв в основе матрицы. Таким методом можно создать текст по статистическим свойствам и структуре аналогичный тексту в рукописи, что Рагг доказал непосредственно в ходе эксперимента. Исходный вид таблицы слогов и матрицы, по версии Рагга, был иным и возможно варьировался в процессе создания рукописи.

2-1 1-1

Эксперимент Рагга с решеткой Кардана и гусиным пером.

Хотя у этой версии есть вполне веские контраргументы, из всех попадавшихся мне теорий происхождения манускрипта, концепция Рагга выглядит наиболее привлекательной. Из нее следует, что ни текст, ни изображения не преследуют никакой конкретной цели, а сам двухсот страничный кодекс не более, чем набор бессмысленных символов и слов. Однако, это сейчас подобный акт художественной мистификации выглядит чем то вполне естественным — вспомним пошловатый, но характерный пример дизайнерской книги Codex Seraphinianus, вдохновленной манускриптом Войнича —, и тем более странно, что подобная вещь могла появиться в эпоху раннего Возрождения. Доподлинно известно, что в те времена многие ученые и алхимики упорно трудились над разработкой секретных языков и методов шифровки для кодирования тайных знаний, однако впоследствии многие из них были разгаданы или, по крайней мере были изучены механизмы шифрования. Но чтобы текст представлял собой нарочитую бессмыслицу, очевидно, случай из ряда вон выходящий.

Иллюстрации из Кодекса Серафини 1979г.

Есть выглядящая вполне адекватной версия, будто кодекс создан человеком с психическим расстройством. Подобное творчество вполне характерно для некоторых форм аутизма, и вполне вероятно, что перед нами один из таких примеров, странно однако, что только в последнее десятилетие исследователи всерьез обратились к этой теории.

Люди посвящают целые десятилетия изучению тайны происхождения рукописи, однако до сих пор из огромного многообразия теорий не возможно выделить ни одной, которая казалось бы однозначной. Нет сомнений, что манускрипт еще долгое время будет оставаться одной из самых впечатляющих рукотворных загадок и ярким, неординарным образцом книжного искусства Возрождения.

Voynich Manuscript PDF

Кубасов

Advertisements
  1. No trackbacks yet.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: