Пишущая машинка и каллиграмма, ASCII-art

Одной из разновидностей визуальной поэзии являются тексты, набранные с использованием пишущей машинки. Художники начали использовать машинку для своих экспериментов практически сразу после ее изобретения в конце XIX века. 

Одним из ранних примеров подобных экспериментов может служить составленная из знаков препинания бабочка Флоры Стэйсси, напечатанная в 1898 году в журнале Pitsman’s Phonetic Journal.

Image

Опыты с печатной машинкой есть, например, в творчестве немецкого писателя и художника Курта Швиттерса, близкого одновременно дадаизму, конструктивизму и сюрреализму. В том же направлении экспериментировал и француз Анри Шопен, один из пионеров и классиков сонорной поэзии, которая, в отличие от  поэзии визуальной, объединяла в себе лирическое произведение и звук).  Еще один автор — Вильям Джей Смит, поэт, который довольно широко известен в России. В сове время он писал об Андрее Возесенском и даже некоторое время преподавал в МГУ на факультете журналистики. Среди его работ — такие произведения с говорящими названиями как «Машинописные птицы» (1954 год) и «Цепочный занавес: Каллиграммы» (1957 год).

Из подобных опытов вырос аски-арт (ASCII-art, форма изобразительного искусства, использующая символы стандарта ASCII, 95 символов — буквы, цифры и знаки пунктуации). Принято считать, что аски-арт берет начало из тех же экспериментов Гийома Аполлирена, что и визуальная поэзия. 

Advertisements
  1. No trackbacks yet.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: