“Livre d’artiste. Выставка книг из собрания Марка Башмакова»

Выставка «Livre d’artiste» в Эрмитаже подготавливалась около полутора лет и представляет собой уникальную коллекцию книг художника первой половины XX века.

Как говорит куратор выставки М.Балан, важно понимать отличие книги художника от обычной книги с иллюстрациями. Главная особенность состоит в том, что за типографское дело берется человек, для которого оно ранее было не знакомо, а это означает, что для него не существует правил и ограничений. Таким образом худодник создает чистое произведение искусства. Благодаря этому многие работы художников воспринимались как авангардные, новаторские, они не соответствовали правилам иллюстрирования книги и часто плохо принимались публикой и критиками, как работа П. Боннара – П. Верлени
«Параллельно” (1900). В этой работе нарушались каноны, которые гласили, что иллюстрация должна располагаться в рамке. Также подвергалась критике слабая связь изображения с текстом.

Image

На выставке представлена так и неизданная книга Гогена, который по возвращению из Таити загорелся идеей создания книги художника. Гоген должен был выполнить гравюры, а Ш.Морис выступить как художественный редактор. Однако эта затея так и не осуществилась, Гоген еще до издания книги продал несколько ксилографий, а Морис опубликовал текст. В Эрмитаже представлена книга-рукопись Гогена, в которой присутствуют рукописные тексты и рисунки.

Важным фактором для развития жанра книги художника были издатели, такие как Воллар, который до этого занимался торговлей картин. Он стал очередным примером того, что человек, находящийся «по ту сторону» типографского дела, приступив к нему, понимает процесс создания книги совершенно особенно, воспринимает ее как произведение искусства, не знающее границ.

Зрителям представлены примеры случаев, когда изображение было создано до текста, как в случае с работами П.Пикассо. Издатель выкупил у него часть рисунков «впрок» и позже использовал в книге «Неведомый шедевр» (1931).

Image

Выставка представляет редкую коллекцию книг художника, каждая из которой является произведением искусства. Невероятно интересно пронаблюдать за историей каждого из экспонатов, которая может рассказать была ли она сразу понта или не признана публикой, была ли она ценна или пылилась на складе типографии, каким образом состоялась коллобарация художника и писателя.

горюнова н.

Advertisements
  1. No trackbacks yet.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: