С Натуры.

Кристин Борланд (р. 1965) – художница из Шотландии, одна из членов группы « Young British Artists».

Все работы художницы так или иначе связаны с одной проблематикой – анализом функционирования языка био-медицины как языка образов, с помощью которых наука представляет результаты исследований.

Одна из проблем, которую артикулирует Борланд, заключается в том, что для науки, которая работает с измеримыми, поддающимися классификации признаками,   принципиально важно деперсоанализировать человека, как объект исследования. Эта ситуация осмысляется, в частности, в работе Мишеля Фуко «Рождение клиники: Археология врачебного взгляда»: «Чтобы установить истинный патологический факт, врач должен абстрагироваться от больного: «Нужно, чтобы тот, кто описывает болезнь, позаботился о различении свойственных ей симптомов, являющихся ее обязательным сопровождением, от случайных и необязательных, зависящих от темперамента и возраста больного». Парадоксальным образом больной связан с тем, от чего он страдает, лишь внешним образом; медицинское исследование должно принимать его во внимание, лишь вынося за скобки». Причем даже когда исследование, как в случае судебно-медицинской экспертизы, казалось бы направлено на восстановление идентичности, этот процесс оказывается невозможным, т. е. реконструкция, опирающаяся на объективные признаки не способна передать уникальность, индивидуальность человека.

Этому посвящен ряд проектов Кристин Борланд, в частности инсталляция «From life» («С натуры», (1994-97)). Отправной точкой для создания работы стало то, что художница узнала о возможности покупать скелеты неопознанных людей для исследований, причем легально. Она заказала один и отдала его для исследования, которое обычно проводят в полицейских структурах для установления личности по останкам, обнаруженным при подозрительных обстоятельствах. Судебно-медицинские эксперты, остеологи и медицинские художники провели процедуру восстановления внешности, а так же выписали заключение, содержащее все данные, которые можно установить по скелету. Документ содержал следующее описание: «пол женский; азиатка; возраст 25 лет; рост 5 футов, 2 дюйма; как минимум одна развитая беременность».

 Для выставки Борландт организовала несколько пространств, в которых были показаны: купленный скелет, судебно-медицинское заключение, документация разных стадий восстановления внешности, и бронзовый бюст, повторяющий модель, созданную при реконструкции внешности. Проект проблематизирует несколько вопросов. Во первых, важен сам факт возможности покупки человеческих останков для исследования, что подчеркивает отстраненное отношение к телу, как к объекту изучения. Ключевым для работы является заключение об идентификации, демонстрируя его зрителю,  Борландт  показывает, что несколько общих дефиниций и обмеров – это все что научная методология позволяет выяснить о человеке. Медицинская карточка любого пациента содержит более подробные, но похожие данные, сама форма научного описание уравнивает разные объекты, будь то скелет, свежий труп или живой организм.

То, что художница приглашает для создания работы ученых и представляет в виде документации то, как поэтапно проводился процесс воссоздания внешности, производились замеры, к форме, повторяющей костный остов, постепенно добавляли вылепленные слои мышц, хрящи и пр., с одной стороны формирует ощущение того, что это предельно объективизированный процесс. С другой стороны, за счет контекста выставки, появляется идея того, что наука воздействует на восприятие человека именно за счет особой формы подачи материала,   поэтапной демонстрации различных стадий исследования, особой эстетики этой документации.  Как мне кажется, Борландт ставит вопрос о доверии к репрезентации научных данных, о том, чем является полученная реконструкция,  доказывает ли что-то процесс документации или нет.

Настя Котылева

Advertisements
  1. No trackbacks yet.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: