“Случаи и вещи”: Шарик в гостях у Барбоса

Дмитрий Коваленко

«Должен ли художник быть хорошим гражданином? Должен! Только сперва следует уточнить, что хороший гражданин – это, на самом деле, плохой гражданин». Даниил Хармс идеально вписывается в эксплектации, очерченные братьями Чепмен.

1

Городской сумасшедший, опередивший свое время декадент, гений абсурдисткой прозы, дамский угодник, заноза в заднице советской номенклатуры, очередной проклятый поэт, любимец детей, апологет идей childfree и геронтофоб, пацифист, денди, эпатировавший окружающую серость и конформных коммунистических вшей – ни одно из этих определений неспособно сполна выразить личность Даниила Хармса.

Ту же самую неспособность демонстрирует выставка “Случаи и вещи. Даниил Хармс и его окружение”, проходившая с 8-го октября по 30-е ноября в Музее Достоевского. Выставка имеет архивный характер и, преимущественно, собрана из частных коллекций.

Некоторые обэриутоведы утверждают, что обэриуты растут ногами из «Бесов» Достоевского, а именно, из стихов капитана Лебядкина.  Так что выбор места для временной выставки все-таки не случаен.

Архив Хармса, вывезенный Друскиным в одном из главных чемоданов русской литературы, расцветает бутонами разнокалиберного толка, дополняясь бонусами со стороны – здесь и книги из библиотеки Хармса с его пометками, и его личный радиоприемник «Telefunken», предоставленный племянником поэта Кириллом Грициным, и рукопись «Серая тетрадь»  Введенского, и неопубликованные тексты Вагинова,  Олейникова, и фотография из следственного дела 1941-го года, на которой как будто бы и не Хармс вовсе, а сама смерть, и красочные детские издания «Чиж» и «Еж» ( детей Хармс ненавидел и с удовольствием сжег бы их всех в боьшой яме на площади). Здесь и самая сладкая вишенка экспозиционного торта – авторская книга Юрия Штапакова «13 неизвестных», вышедшая тиражом всего 16 экземпляров, иллюстрирующая неизвестные ранее тексты Хармса, взятые из собрания Григорьянца. И все же весь этот тщательно собранный ассамбляж оказывается куда меньше гения обэриутов и их главного деятеля.

Помещение обэриутского материала в традиционную музейную рамку – не что иное, как издевательство над Хармсом и компанией, жест глубоко антигуманный,  нелепый. В какой-то мере, это и есть самое абсурдное решение, какое только может прийти в голову организаторам выставки. Эти прославленные авангардисты от Бога достойны более плодотворных и продуманных кураторских идей. Например, кто-то из посетителей предложил не пускать на выставку детей. Ну а что, интересный ход.

Будущий музей Хармса, о котором не раз заикаются организаторы, на самом деле рискует завязнуть в гипотетичности и оказаться лишь словесной игрой:  как Хармс менял псевдонимы, так и выставка может кочевать по разным музейным пространствам. Комната, в которой когда-то ютился Даниил Иванович, занята сейчас другими жильцами, в помещении «Чижа» и «Ежа» обосновалась верхушка «вконтакте» – Дуров скептически относится к созданию музея в своем офисе.

Абсурд, пестовавшийся гениями 20-го века постепенно становится былью. Фуко предрекал, что 20-й век назовут веком Делеза, с таким же успехом можно сказать, что начало века 21-го абсорбирует хармсовскую поэтику. Абсурдисты на самом деле были реалистами, непредвзято писали о самой сути того, что происходило в 20-30-х годах. Они культивировали имплицитный протест против диктатуры пролетарита, диктатуры толпы, черни. Сложно не экстраполировать их идеи на сегодняшнюю ситуацию и не обвинить в актуальности и меткости стрел.

Большинство обэриутов при жизни так и остались непризнанными: панегирики поклонников свалились уже на их пепельные головы. Такие как они – фрики, извращенцы, диссиденты, юродивые – всегда были топливом культуры, основой прогресса. Воистину, извращение – по-бретоновски конвульсивный прыжок в футуру.

Обэриуты достойны своего музея, но тут, за что ни ухватись, приходишь к очевидному – они как могут ускользают от стандартного экспонирования.

Кураторы выставки проделали огромную работу, честь им и хвала, но то, что мы могли наблюдать в музее Достоевского – неконгруэнтно обэриутовскому наследию. Сложно ожидать чего-то иного от мероприятия, к которому приложил руку комитет по культуре Санкт-Петербурга – эти ребята стабильно держат планку на околоприземленном уровне.

Advertisements
  1. Будучи знакома с автором рецензии, не буду предираться к наигранному театральному тону рьяного любителя и защитника Даниила Хармса, самого видимо жаждущего организовать выставку в честь кумира. Однако, соглашусь, что обилие экспонатов, собранных с таким трудом из частных коллекций, помощенных в крошечное пространство для временных выставок при музее Ф.М. Достоевского, образуют собой декоративный коллаж без какого либо намека на реальное и действенное описание и представление личности такого большого художника, каким был Хармс. Я тоже посетила выставку и осталась в недоумении. Запомнив пару строк из дневников и общий вид экспозиции, нельзя не загрустить, что это фикция, видимость интереса. Потому что нет и намеков на актуализацию – и это автор рецензии тоже уловил. Да! Хармс жив и сейчас. И сейчас, как в 90-е гг., когда кстати тоже активно проходили выставки о нем или по мотивам, как не проводить параллели между настоящим и вот этим провидческим, да не провидческим, а реальным (“я занимаюсь упорядочеванием” – писал Даниил). Сложно точно припомнить, но кажется в 2006 г. в филиале Русского музея проходила выставка, посвященная Хармсу, но экспонатами к ней были произведения других художников, им инфицированных. Возможно, для меня это была первая выставка современного российского искусства, но все же, я помню свои эмоции и некоторые экспонаты до сих пор. Я так же соглашусь с Дмитрием, что музеефикация скорее убъет этот вечный фонтан жизнелюбия и противостояния системе, какими для нас являются Обериуты и Хармс. Скучная декоративная экспозиция безымянных кураторов действительно вредит наследию Хармса. Надо быть современными, актуальными и смелыми! Быть искренними в своем интересе к большому художнику! А эта выставка словно уже покрыта пылью. Но Хармс в нас. в каждом критически настроенном субъекте. И может быть, даже такие выставки расширяют наши ряды. Вот.попытка закончить на позитивной ноте.

  1. No trackbacks yet.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: