Святая троица по Херсту

 Подчас скупая стилистика инфографики может выразить некую идею намного точнее и острее, чем миллионы красочных слоев, богатство палитры и выразительность фактуры. Лаконизм и схематичность наносят точечный удар по обозначенный проблеме. Так, например, произошло и на многострадальной выставке «Icons», которая повествовала то ли о религии, то ли о семиотике, а, наверное, и о том, и о другом одновременно. Безжалостно точным попаданием в болевую точку заданной проблематики стала неожиданно затесавшаяся на выставку работа Дэмиена Херста.

ImageСвя

   Вообще, на выставке, с горем пополам открывшейся в Петербурге со второй  попытки, работа Дэмиена Херста стояла особняком не только потому, что он оказался единственным иностранцем, выращенным в протестантской культуре, среди участников проекта. Выделяет работу Херста сам лаконичный стиль и обращение к рационализму журнальной инфографики. Наглядно и предельно просто он художник объясняет загадочную формулировку «бог един в трех лицах», над которой бились все самые видные схоласты. Разлагая святую троицу на фрагменты диаграммы, каждой из ее составляющих он отводит 33.3 %. Более доходчивого объяснения встречать доводится нечасто. Схематично изображенный плоский цилиндр, вроде шайбы, поделен на три равные доли, по-разному окрашенные. Напоминает он диаграмму, иллюстрирующую данные социологического опроса, маркетингового исследования, финансового отчета или чего-нибудь в том же роде. Но рядом с каждой из долей, вместе с указанием их процентной величины, проставлены подписи: «Бог-отец» (черный), «Бог-сын» (красный) и «Святой Дух» (белый). Дэмиен Херст апеллирует, в первую очередь, к западноевропейскому рационализму, что позволяет противопоставить его работу остальным произведениям, представленным на экспозиции.

  Русские художники, вне зависимости от их отношения к религии и трактовки библейских сюжетов, так или иначе росли в иной культуре, скорее, православной, раз уж мы говорим о религии и традиции иконописи, которая как раз таки не затронула культуру протестантскую. Если иконопочтение всегда имело вес в России, неважно даже, о какой иконе идет речь: о Казанской Божье Матери или о Черном Квадрате Малевича,-то обращение к лаконизму и прагматике- это тот чуждый элемент, который на выставку принес Херст. Сам художник говорит, что религия его «интересует как способ закрытия раны. Ведь в каждом имеется рана, дыра. У одних ее заполняет религия. У других — искусство. Это один из способов смотреть на жизнь с оптимизмом, а не видеть в ней мерзкое болото».

  При этом, стоит отметить, что само название «Icons» апеллирует не столько к иконе в ее традиционном понимании, сколько к иконкам, значкам на рабочем столе компьютера, поднимая целые пласты семиотики. Возможно, современного человека, давно заменившего теологию томиками Лотмана или де Соссюра, название выставки и наведет скорее на мысль о знаках и «иконках» на рабочем столе компьютера, чем на мысль о «Мадонне с младенцем». Экспозиция поднимает вопрос о клише восприятия святости как таковой. Икона, ни что иное как знак, наглядно воплощает то, что увидеть никому, даже самому просветленному, не дано. А соответствует ли картинка тому, что должна отражать, вряд ли кто-нибудь узнает. Такая постановка вопроса не только поднимает из пыльных архивов историю иконографии Христа, но и механизмы работы той знаковой системы, в которой и существует наше восприятие. Если рассматривать выставку в таком ключе, то работа Дэмиена Херста идеально вписывается в контекст выставки, сводя долгую историю к простому знаку. Схематичное изображение и текстовые вставки придают работе Херста особую точность,  которая ее выделяет, несмотря на то, что она и была запрятана в самый дальний угол.

Лиза Любавина 

Advertisements
  1. No trackbacks yet.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: