Трэш. Экзистенциальный.

Григорий Ющенко – художник из Санкт-Петербурга, рисующий комиксы в жанре трэш. Почему экзистенциальный? Во-первых, по определению самого художника. Во-вторых – его определение абсолютно верно, потому что Ющенко размышляет, рассуждает, вскрывает проблемы современного общества, России как государства и, в частности, разнообразных протестных движений. Художник входит в арт-группу «Протез», в манифесте которой прописаны раскрываемые темы: секс, насилие, безумие, наркотики и война.

Тексты, которые пишет Григорий, изобилуют обсценной лексикой, которая, впрочем, выглядит очень органично и даже монолитно: вряд ли в ситуации, которую видишь на картине, можно описать иными словами.

Казалось бы, как в жанре комикса можно вообще высветить проблему? Оказывается, запросто. Сложно выбрать из творчества Ющенко что-то одно, потому что он одновременно кажется и сумасшедшим, и гением, ведь то, о чем он говорит (и как говорит) показывает его не шизофреником (коим он вполне может показаться, если взглянуть на работу «Открове 2012»), а думающим и грамотным человеком.

Особенно хорошо это иллюстрируют работы цикла «Русские черти» (2012).

HxrHnB-u5PA

Текст написан шрифтом, напоминающий старые церковные тексты. Темы, которые поднимает Ющенко – от действительно остросоциальных до политических и крайне обсуждаемых. Где-то попахивает чайлдхейтерами, где-то – даже оскорблением чувств верующих. Только цикл в целом показывает, что дело не в таких частностях: Григорий просто написал (именно написал!) портрет среднего россиянина.

7MAeM-JYc3ghUZoQDmA8pQ

LTXF4YF7MPs _kUXfnDqWZU

BrNyM5SGGoM gzaYrx8PQxE

Есть и другой, упомянутый уже выше, цикл «Открове 2012». Он создан уже не на социальную тематику и не с целью вскрыть, показать, посмеяться над изъянами. Он посвящен еще более острой теме – ожидаемому в прошлом году концу света.

Факты из хроники Премии Кандинского «В серии из 8 крупноформатных полотен предлагается один из вариантов апокалипсиса. В основе – видение, явившееся главному персонажу серии, 13-летнему мальчику, находящемуся под действием сильнодействующих психотропных препаратов. Откровение явилось ему как небольшое стихотворение, строчка из которого визуализируется в каждом из полотен». Здесь идея, так бурно вырывавшаяся в каждом рисунке «Чертей», уступает место иллюстрации. Но и текст, и картинка друг друга стоят.

010203

040506

0708

Те, кто не готов к подобному искусству или видят работы Ющенко впервые, обычно реагируют довольно банально: обзывают его сумасшедшим, или говорят, что это мерзость и бред. Сам художник отвечает, что его работы на таких и не рассчитаны. Он рисует для тех, кто готов понять и посмеяться, а зрители, так похожие на героев его серий, все равно лишены самокритики. А значит, их мнение не так важно.

Другие работы художника можно посмотреть тут http://vk.com/yuschenko_art

Юлия Солдатова

Advertisements
  1. Помню последнюю серию работ с Балтийской биеннале, они тогда произвели на меня большое впечатление. Огромные листы с жутковатыми стихами. Такие мрачные, апокалиптичные…. “хруст тел” и рядом наивное “котик”. Представляя что это слова главного персонажа, ребенка, становится совсем не по себе.

  2. Раз пока никто это еще не сказал – скажу, что это, конечно, скорее лубок, а не комикс) а так, конечно, мне это живо напоминает вот, например, это http://www.youtube.com/watch?v=YJExGBYVu6Y – та же неуклюже-наивная интонация, тот же балаганный дух. И тоже есть ведь проблема, тогда этот сюжет был вполне актуален. Видимо, все таки мистическая граница между массовой и высокой культурой многим хейтерам не дает покоя…

  1. No trackbacks yet.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: