Учитесь, худоги!

Начало XX века привнесло в искусство множество новых техник, стилей и в целом изменило философию искусства. Авангардисты начали эксперименты по смешиванию литературы и графики, но не в привычном виде текста и иллюстрации к нему. Ценность языка как целостной и постоянной структуры отрицалась авангардом, и они начали создание своего, правда, все теми же средствами: буквами, словами и предложениями. Нередко текст заменялся идеографическими композициями, заменяющими и дополняющими смысл. Но понять визуальную поэзию можно не всегда – а стоит ли?

Необходимо иметь ввиду, что авангардная поэтика соответствовала новому, авангардному же, типу сознания. Поэтому нельзя искать смыслы, применяя принципы привычной логики. Дискурс такой поэзии лежит вне рационального и его невозможно перевести на язык критической мысли и разложить по полочкам. Авангардистскую визуальную поэзию невозможно изучить, потому что для ее понимания и описания требуется методология и ценностные критерии именно авангардного сознания.

В визуальном тексте существует неделимое единство поэтического сообщения и его изобразительной формой; фактически, одно без другого не несет смысла. Изображение становится таким же знаком, как и слово, причем подобная форма творчества не была создана авангардистами, а появилась еще до нашей эры (Симиас Родосский).

Но мы перейдем к значимой для изучения визуального письма книге “Учитесь, худоги!”, выпущенной в Тифлисе в 1917 году А.Крученых и К. Зданевичем. Название принадлежит “худогу” Зиги Валишевскому, оно фигурировало в его программном и единственном стихотворении.

h2-2

В книге не найти привычной поэтики: слова не складываются в рифму, а буквы порой не складываются в привычные слова. Но это не важно, потому что экспрессия выражена иначе. Разъясняет эту ситуацию В. Хлебников, сам внесший огромный вклад в визуальную поэзию: «почерк, своеобразно измененный настроением, передает это настроение читателю, независимо от слов. Так же должно поставить вопрос о письменных, зримых или просто осязаемых, точно рукой слепца, знаках». 

Тексты авангарда, что ярко представлено в книге “Учитесь, худоги!” характеризуются, с одной стороны, откровенной “рукописностью”, и, при этом, афишной стилистикой. Реализован этот принцип не только графикой написания, но и самим звучанием стихов (в авангардном понимании этого слова).

h6

Графика текста подстраивается под смысловое содержание и интонацию за счет толщины, насыщенности и величины интервала. Стихи превращаются в графические композиции, а подписи к рисунками становятся его частями.

h1

h3

h5

h4

При всем этом, в книге нет разнообразия художественных техник, книга очень минималистична по своим изобразительным средствам, о чем свидетельствует и обложка, отсылающая к “Квадрату” Малевича.

Подобный набор средств выразительности и принципов авангардного письма создает видимость хаоса. Однако, это только видимость, и в целом книга воспринимается как гармоничное произведение, созданное по своим специфическим правилам и со своей, даже изящной, пластикой.

Юлия Солдатова

Advertisements
  1. “Изображение становится таким же знаком, как и слово…”. Если уж на то пошло, то слово является означающим, то есть “формальной стороной языкового знака, неразрывно связанная с означаемым — другой его стороной и являющаяся морфонологическим и морфосинтаксическим выражением последнего”, как гласит словарная статья. При этом язык может представлять собой любую знаковую систему, то есть мы можем говорить о визуальном языке, следовательно изображение всегда могло выступать как означающее наравне со словом. Алфавит не существует вне своего графического оформления, то есть визуальная поэзия представляет собой усиление изначально заданной функции.

  2. Я бы не сказала, что авангардная поэзия не поддается критическому осмыслению хотя бы потому, что авангард неразрывно был связан с закреплением себя самого в манифестах, столь значимых для всех художественных направлений. Авангард-это, в первую очередь, рефлексивной искусство, переосмысляющее
    свою сущность и свои приемы, с предельной тщательностью прописанные и заявленные в столь многочисленных манифестах. Опираясь на интерпретации самих художников, можно приблизиться к пониманию и трактовке их работ. Не думаю, что авангард стоит лишать логического начала и зачислять в категорию непознаваемого.

  1. No trackbacks yet.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: