Продать слова

Начиная с момента своего появления, искусство вовлечено в рыночные отношения. Чтобы хоть как-то обозначить хронологические рамки начала этих отношений, мне представляется уместным привести ироничное наблюдение Иосифа Бакштейна: «Профессиональный гид сказал: “Кстати, вот здесь внизу, смотрите, здесь имя спонсора, заказчика, 600 лет до н.э., что-то около этого”». В конце концов, Чарльз Саатчи, начинавший свою карьеру с рекламы и основавший своё рекламное агентство Saatchi & Saatchi, стал крупнейшим в мире коллекционером современного искусства. Результатом применяемых Саатчи кураторских стратегий стало значительно преумноженное состояние символического капитала, которое, в условиях отлаженного рыночного механизма, быстро трансформировалось в большое количество нолей, принимающих участие в стоимости того или иного произведения.
Рынок – это товарно-денежный оборот. Условия рынка определяется спросом и предложением. Поскольку предложение на рынке существует в избытке, увеличение спроса на предложение осуществляется посредством рекламы. Способы повышения эффективности рекламы, по мере развития общества и, опять-таки, огромного количества предложений на рынке, становятся всё более и более изощрёнными. Искусство лишено каких-либо ограничений. Реклама, собственно говоря, тоже. Я не говорю о том, что это может являться определяющим фактором для причисления рекламы к категории искусства, нет. Дело в том, что реклама являет собой идеологию потребления и нельзя не сказать о том, что нахождение новых путей к повышению спроса на товар того или иного производителя, сделали рекламу искусней и сложней. Так или иначе, а искусство, в сущности, конструирует альтернативную реальность. Реклама же, наоборот: заставляет нас видеть то, что нужно, а именно, товар. При этом она создаёт свои символы и череду закономерных образов, вариации которых разнообразны, но точка их пересечения всегда одна.
В недавнем времени мне довелось посетить мероприятие «Ночь пожирателей рекламы». В этом году фестиваль отметил свой юбилей «20 лет» в России. Естественно, это мероприятие отличалось от предыдущих годов его проведения. Организаторы собрали лучшие рекламные ролики из мира рекламы за последние 20 лет. Все они были взяты из коллекции Жана-Мари Барсико – обладателя самой большой в мире синематеки рекламных видео. Любопытно, но самая бурная реакция зала была адресована той рекламе, которая рекламировала саму себя (реклама креативных агенств и пр.). Такая реклама чаще других работает с текстом. С каким? Разумеется, рекламным. Рекламный текст стал частью повседневности, а не только рекламируемого товара. Рекламное агентство продаёт идеи и слова. Пожалуй, это единственный мир, в котором краткие высказывания или слова обретают свою стоимость по мере возрастания спроса на рекламируемый ими товар.
Принцип действия любой рекламы – узнаваемость. Думаю, очевидно, что легко узнаваемые нами большие художники миллионеры (Пикассо, Мунк, Моне и др.) узнаваемы нами, в сущности, по причине той же стратегии, что и товары, навязываемые нам рекламой. И, пожалуйста, не нужно говорить, что реклама, это не искусства. Границы и определения понятия искусства нам, судя по всему, неведомы. Можно продолжить дискуссию об искусстве, а в перерывах смотреть качественную рекламу и успокаивать себя тем, что «она (реклама) на меня не действует».

Арутюнова Анна

Advertisements
  1. Пожалуйста, не говорите, что нам не следует говорить, а то мы точно это скажем. Я всегда отстаиваю точку зрения, что искусство – это то, что кто-либо считает искусством. Но в данном контексте не могу не заметить, что определение “качественный” однозначно маркирует контент как “не искусство”. “Качество” – только одна из возможных стратегий искусства, совершенно ничего не говорящая сама по себе. “Узнаваемость” в рамках искусства – не ценность сама по себе, но стратегия, изначально используемая для чего-то, отличного от продажи. Парадоксальным образом, коммерческую ценность произведениям Пикассо, Мунка, Моне обеспечивает именно то, что они создавались с полным презрением коммерческих трендов.

  2. На мой взгляд, коммерческую, а не символическую ценность произведениям искусства создает именно определенная маркетинговая стратегия, определенный тип рекламы, который функционирует и на арт-рынке. При этом, реклама Пикассо или Мунка будет делать продукт (готовый, упрощенный и предельно удобный для потребления) как раз таки из идеи презрения к массовости, отчуждения и культа фигуры художника, что изначально было признаком элитарности. Сейчас, когда уже сложно проследить границы между авангардом и китчем, как это делал Гринберг, “высокие” идеи становятся отличным материалом для новых товаров, отшельник ловким движением превращается в фигуру масскульта, а полусумасшедший художник- в главный лот на аукционе. А в таком случае легенды модернизма становятся частью идеологии.

  3. В современном мире искусство создается или представляется только в двух видах: политическая пропаганда или предмет потребления. Это не моя мысль. Больше вариантов нет, так что если где-то в голландской деревушке есть сейчас полусумасшедший художник, который пишет ботинки, то это не значит, что тут имеет место презрение к коммерческим трендам, это просто товар без рекламной компании.
    Считать рекламу искусством — в принципе приятная идея, тут ведь средство становится целью. Но тогда можно считать искусством политическую речь или красиво забитый гол. Хотя почему и нет?
    Но тут в уютном бложике речь идет о тексте в искусстве, а текст в этой рекламе так ловко заигрывает с какими-то повседневными бытовыми историями, что вызывает удовлетворение, как и любая качественно сделанная вещь или тот же забитый гол. Но ведь в целях искусства пункта “вызвать удовлетворение” или “понравиться” по идее вообще-то и нет. Понятие качества почему-то приравнивается к слову “искусство” издревле, но мы-то все здесь и собрались, чтобы быть выше и отделять котлеты от мух.

    Вспоминается лекция Дэниса Даттона.

  1. No trackbacks yet.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: