Анимация как искусство

Всякая дискуссия об искусстве неизбежно возвращает её участников к исходной точке, традиционно характеризуемой как проблема. Собственно, благодаря существованию этой проблемы существуют и эти дискуссии. Проблема эта, как известно, всегда задаётся в вопросительной форме и давно успела стать своеобразной маркировкой того, что разговор об искусстве подходит к концу. Вопрос, о котором до сих пор шла речь, звучит примерное так: «что такое искусство?». Не знаю, приходила ли такое кому-нибудь в голову, но сравнительно недавно меня посетила идея упразднить слово искусство вообще, дабы снять с обсуждения вопрос, стоящий на повестке веков. С другой стороны, как уже было сказано выше, искусство, быть может, и существует благодаря этому вопросы. В некотором смысле, это и есть разговор о сущем и бытие. Ведь, когда мы говорим об искусстве, мы говорим о сущем. Согласно Хайдегеру, максимальная точка приближения к ответу на вопрос о том, что есть бытие, это момент вопрошания о нём. Собственно, в вопросе о том, что есть искусство, и состоит его бытие.
Всё сказанное необходимо для того, чтобы внести некоторую определённость и немного смягчить удар критики того, о чём мне бы хотелось написать. Условно, всё, что сделано с творческой интенцией, является искусством. Определения более удачного и ёмкого в той мере, в какой оно противоречиво, я пока не встречала. В сущности, мы имеем вопрос, который решили оставить без ответа, а именно, «что есть искусство», и общую категорию, в которую вписывают, в принципе, всё, что опосредовано человеческой мыслью и фантазией: «творчество». Таким образом, этот пост посвящён не тексту в искусстве, а тексту в творчестве.
Итак, творчество аниматора и по совместительству блогера Герры Мартелло наполнено текстом. Причём текст этот является своего рода вытеснителем образа, изображение которого отрицается автором по причине невозможности вписать в минималистский анимационный ряд сложных визуальных конструкций. В целом, творчество аниматора Мартеллы, можно описать как наполненные незамысловатыми метафорами и аллюзиями на продукты массовой культуры визуальные сит-комы. Текст, наряду с используемыми образами, подчиняется визуальным принципам анимации, что позволяет ему обрести выразительность и динамичность.

 

Арутюнова Анна

Advertisements
  1. Вопрос о сущности искусства, поднятый в посте, видимо, обречен навсегда остаться без ответа, но, как это было принято писать в школьных сочинениях, не “потеряет своей актуальности с годами”. Даже условно я бы не стала причислять к искусству все, что имело на стадии зарождения “творческую интенцию”, иначе в художники придется записывать всех, не исключая кружки детского творчества и дядю Васю, прилежно выводящего на ближайшем заборе не самый приличный рисунок (хотя, если вспомнить происшествие с Литейным мостом…все может быть). При этом и ответить на этот извечный вопрос не получается, уж тем более, когда речь идет об искусстве современном, а не о Ренессансе, трактовка которого уже прочно закреплена в сотнях учебников и в миллионах студенческих голов на факультетах искусств. Какую-ту особую составляющую искусства вычленить невозможно, а значит, кроме бесконечных витков саморефлексии ему ничего и не остается. Но это и неплохо. Спасибо Хайдеггеру и всей истории искусства нам хоть есть, о чем поговорить, пусть даже дискуссия и обещает быть бесконечной.

  1. No trackbacks yet.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: