Коллективные действия

кол2

Группа художников-концептуалистов «Коллективные действия», значение которой для новейшей истории новейшего же русского искусства переоценить невозможно, а недооценить – не дадут, была создана в 1976 году и просуществовала тринадцать лет. Состав участников следующий: Андрей Монастырский, Никита Алексеев, Николай Панитков, Георгий Кизевальтер, Игорь Макаревич, Елена Елагина, Сергей Ромашко и Сабина Хэнсген.

кол1

Одной из функций КД в 70-е гг стало создание особого «ментального поля», на котором можно было бы прочертить контуры школы и направления. В 70-80 гг. регулярные поездки на акции и участие в их обсуждениях оказались особыми инструментами, структурирующими художественную жизнь. В значительной степени именно акционная практика КД положила начало разработке собственного языка описания для московского концептуализма, т.е. той практике институционализации, которая превратила его через несколько лет в «закрытую» систему с развитым и герметичным категориальным аппаратом.

кол3

Для структурирования «поля» КД использовали и физические пространства (сама поездка, загородное поле, на котором проходило большинство акций) и пространство текста или речи. Схематизируя, эту деятельность можно свести к следующим этапам: непосредственный опыт акционного действия – пустой и бессобытийный; рассуждения по поводу увиденного, с помощью которых участники пытаются уловить и определить нечто ускользающее; затем формирование терминов и понятий (типа «пустое действие», «гантельная схема» и т.д.), создание через этот категориальный аппарат и развернутую систему описаний (описательный текст, рассказы участников, обсуждения и теоретические статьи) устойчивых координат для сознания. В процессе этой деятельности КД сумели организовать в пространстве советской культуры своего рода виртуальную реальность.

кол4

Жесткая структурная оболочка для свободных, пустых пространств выстраивалась с помощью наиболее устойчивого инструмента институционализации – языка, текста. Уже на первой акции «Появление» текстовые свидетельства – справки, раздававшиеся пришедшим зрителям, выполняли функцию минимального жеста, очерчивающего акционное событие. В своей работе КД использовали еще один инструмент – книги. Тексты, сопровождающие акционную деятельность группы, собирались затем в машинописные сборники «Поездки за город».

Структура перформансов оказалась настолько точно разработана, что даже после распада той среды, в которой группа существовала в 70-80-е годы, ее отлаженный механизм продолжал успешно работать в совершенно ином культурном пространстве 90-х.

Вепрева

Advertisements
  1. В “Появлении” само событие создавалось буквально из ничего, участники должны были описывать как ничего не было. И с каждым описанием событие обрастало деталями. Название перфоманса используется для создания образов и метафор.

  2. У КД искусство как раз довольно часто подменяется художественной “документацией” искусства. Кристина красиво написала, надо описать, что происходило или что ничего не происходило и эта документация, вбирая в себя новые художественные образы, как раз становится искусством.

    Для Лозунга-1977-1978 были использованы цитаты из книги Монастырского, а потом, они стали цитатами из книги Монастырского, висящими на растяжке между деревьями в глуши, чтобы быть описанными в томике “Поездки за город”, догадайтесь кого. Рекурсия в искусстве, не иначе.

  1. No trackbacks yet.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: