Еще немного о сюрреализме

«Сюрреализм это реальность, освобождённая от банального смысла»

 Рене Магритт.

     Сюрреализм, создавая параллельный пласт реальности, всегда был заточен на установление логических связей, то есть определенной структуры, имеющей свои правила игры. Просто логика сюрреализма – это логика сна. Будничному сознанию фильмы, тексты и живописные произведения могут показаться неясными, начисто очищенными от привычных и веками закрепленных смыслов. Да, сюрреалисты стремились выйти за грань идеологической схемы и жесткого диктата устоявшихся значений, хотели писать свои тексты бессознательным, но никогда не отказывались от проведения связующих нитей между понятиями.

  Сон, к структуре которого всегда мечтали приблизиться сюрреалисты, разбивает привычную сетку координат, создавая чужую непривычную всем реальность. Вовсе не отсутствие логики, а ее чуждость повседневным представлениям о здравом смысле столь часто превращает сны в кошмары. Страх как  одна из форм непонимания спровоцирован уже тем, что во сне отсутствует самый главный элемент, то, что принято называть собственным «Я», то есть сон лишает своего зрителя возможности просчета будущего. Если лакановская «инстанция буквы» всегда присутствует в бессознательном, то во сне из тех же символов составляются новые незнакомые слова. По тому же принципу работает и сюрреализм.

  Сюрреализм осуществляет познание через метафору, то есть столкновение разных смыслов и сопоставление, подчас парадоксальное,  различных объектов на основе поиска линий сходства. Сюрреализм – это, в первую очередь, образное мышление. Андре Бретон в своем манифесте указывает на важность ассоциации: «Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность определенных ассоциативных форм, которыми до него пренебрегали, на вере во всемогущество грез, в бескорыстную игру мысли. Он стремится бесповоротно разрушить все иные психические механизмы…»[1] Высвобождая образ из диктата закрепленных значений, сюрреалисты обращаются к разным жанрам.

  Фильм Ман Рэя «Морская звезда» представляет собой сочетание визуального ряда и текста, который лег в основу киноленты. Работа Ман Рэя сильно отличается  от многих авангардных фильмов, стремящихся полностью выйти за пределы литературности и отказаться от малейшего намека на нарратив. За сценарную основу для фильма Ман Рэй берет стихотворение Робера Десноса, то есть тот тип текста, который зиждется, в первую очередь, на метафорике. Поэтичность присутствует не только в литературной основе фильма, имеющего сюжет с определенным развитием, но и в самом визуальном ряде, который строится на образности, то есть на сличении, узнавании и поиске параллелей. Нагнетая образы, созидая их на основе сугубо субъективных ассоциаций, в том числе и словесных, автор  работает над совмещением несовместимого. Поэтический текст Десноса присутствует в фильме не только как сюжетная основа, но и как перебивки между кадрами Ман Рэя. Включения текста ставят фильм немного особняком среди авангардных фильмов, стремящихся уйти к чистоте визуального образа. Тогда как многие авангардисты понимали отказ от нарратива как подрыв классической идеологической схемы, сюрреалисты идут по другому пути, разрывая привычные нити связей, но не отказываясь от структуры как таковой.

Image

  В фильме, открывающемуся зрителю сквозь мутное стекло, звучит предупреждение «вы не спите», во что довольно сложно поверить. И затуманенная призма, сквозь которую зритель должен впитывать образы, и сама логика повествования, подводят зрителя к мысли о сне, в который он ненароком погрузился, собравшись было посмотреть кино. Выбирая типичный для сюрреализма сюжет погони за иллюзией, извечной недоступности желаемого и страха перед манящим запретом, Ман Рэй обращается к вопросу загадки женственности, к вопросу, на который не нашел ответа даже почитаемый сюрреалистами Фрейд. Помещая в центр фильма историю про «l’amour fou», Ман Рэй выбирает наиболее подходящую для нее форму повествования, поэтический текст, снабжая фильм загадочными фразами «Il faut batter les mortes quand ils sont froids» или «Les dents des femmes sont des objets si charmantes…».

Лиза Любавина

Advertisements
  1. No trackbacks yet.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: