Industrial Point

Рой Лихтенштейн – один из самых дорогих художников второй половины XX века. Известность пришла к нему далеко не сразу, и довольно продолжительное время он оставался на преподавательской должности. В этот период он попал под влияние художника, перфомансиста и теоретика современного искусства Аллана Капроу. Занятия искусством и теорией дизайна стали для него своего рода хобби.
В 1961 году Лихтенштейн начинает делать работы в стиле и проблематике поп-арта: конвеерность, тиражируемость, скука, повседневность. Художник привлекает в свои работы непременный атрибут комикса, а именно, теroy_lichtenstein_gallery_18_6a_mediumкст.
Для их создания он использовал фрагменты из комиксов или мультфильмов, применяя технологию промышленной печати. Работы, связанные с комиксами и журнальной печатью, принесли Лихтенштейну известность. Помимо трафаретной печати и шелкографии, столь полюбившихся художниками, на век которых пришёлся индустриальный бум, Рой Лихтенштейн использует технику растра – точечную структуру графического изображения при полиграфической и цифровой печати, где в каждой точке листа можно нанести краску или не наносить её. Для печати каждое графическое изображение должно быть преобразовано в совокупность точек. Эти точки, сливаясь на расстоянии, создают ощущение цветовых переходов.
В контексте визуального высказывания о производственной и тиражируемой культуре, в которой оказалась Америка, явление комикса стало лейтмотивом творчества Лихтенштейна. В центре его творчества – тотальная инфантилизация общества.upload-lichtenstein-pic4-452x302-29414
Тиражность и репродуцируемость комиксальных эмоций – своего рода эмоциональное клише. Герои комикса не в силах уйти из отведённого им 2D пространства, в котором им выделяется набор стандартных выражений, характеризующих их упрощённый, легко реконструируемый, внутренний мир.

 

 

 

Арутюнова Анна

 

 

Advertisements
  1. Хотелось бы сделать уточнение по поводу растра и технологии печати у Р.Лихтенштейна
    Прежде всего, растр-это все-таки не техника. Это промышленная технология, прием цветопередачи, утилитарно удобный для крупно-тиражной печати. И одновременно, отчетливо различимый растр изображения-побочный эффект этой тиражированной печати. Об этом важно помнить ,чтобы понимать семантическую нагрузку перерисовывания растра вручную у Лихтенштейна.
    Естественно, что при ручном рисунке акцентированный растровый эффект- умышленный ход, своего рода способ «обнажения приема». К тому же, смысл растра в промышленной крупно-тиражной печати в создании эффекта цельности цветового поля. Т.е растр изначально- стремится быть незаметным, мимикрируя под живопись. Имитируя живописную валерность. У Лихтенштейна же- ситуация обратна: не промышленный растр имитирует традиционную живопись, а живопись имитирует растровый эффект. Более того, в работах художника умышленно отсутствуют пресловутые переходы цвета-то, что растр призван визуально воссоздать. Растр «проваливает» свою задачу- и это акцентируется. Т.е таким образом наше внимание еще раз обращается на технологическую природу исходного образа, проблематизируя тиражированность так таковую.
    Излюбленной техникой печати Р.Лихтенштейна действительно была трафаретная печать. Но, в свою очередь, шелкография- не отдельный вид ,а лишь разновидность трафаретной печати.

  2. Сейчас создана целая культура, которая не только может быть легко реконструированной и носить характеристику упрощенной, но и обладать удивительным свойством взаимозаменяемости деталей. А раньше ведь всеобщая универсализация казалась утопичной!
    Если поменять местами тексты из двух рандомных диалогов в комиксах Лихтенштейна, то ничего по сути и не изменится, смыслы только добавятся, сейчас даже есть отдельная ниша интернет-мемов по ним в стиле “заполни сам”.
    Ну и вообще работа Уорхола, кажется 76 года, на которой Рой Лихтенштейн написан в манере его собственного комикса вполне адекватна контексту.

    Единственное, надо заметить, Лихтенштейн не использовал растр, а имитировал его.

  1. No trackbacks yet.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: