Наблюдая за наблюдающим

Александр Урсул

Виктор Бёрджин (Victor Burgin) – английский художник-концептуалист, фотограф и теоретик искусства. Родился в городе Шеффилд в Англии в 1941 году. Изучал искусство в Королевском колледже искусств в Лондоне с 1962 по 1965 год, затем отправился в США для обучения в Йельском университете.

Бёрджин впервые привлек к себе внимание как концептуальный художник в конце 1960-х годов. Он работал с фотографией и кино, считая живопись анахронизмом.

Бёрджин усложнил базовый фрейдистский анализ взгляда, введя активный (скопофилический) и пассивный (эксгибиционистский) компоненты и прибавив к этому положения Жака Лакана о фазе зеркала (момент самоидентификации себя с отражением в зеркале) и объективации взгляда в гендерном и социальном становлении.

Позиция Бёрджина, заявленная в тексте «Думающая фотография» (1982), состоит в следующем: поскольку фотография запечатлевает активный момент видения (с точки зрения фотографа) и пассивный момент подверженности рассматриванию, она становится не только репрезентирующей поверхностью, но и местоположением различных отношений: передачи полномочий, подчинения, идентификации и т. п. В серии «Офис ночью» (середина 1970-х) Бёрджин использовал вуайеристские функции фотографии и привлек внимание к ее отличию от других репрезентативных систем. Создавая смесь фотографии, цветового фона и символов, автор обнажает тайно возникающие отношения.

burgin_green_window 2 burgin_red_leaving 2 burgin_yellow 2

Концептуалист использовал сочетание фотографических изображений и печатного текста с целью изучения взаимосвязи между очевидным и скрытым значением.

Виктор Берджин утверждает, что концептуализм «вывел искусство из сосредоточения на форме и вновь обратил его к обществу и истории».

Victor Burgin, Possession 1977

В 1976 году им была создана серия «UK76», состоящая из 11 частей. В работе этой серии «Сегодня ­– это завтра, которое тебе обещали вчера» название соответствует последней строчке стихотворения, расположенного прямо в самом пространстве изображения. Индустриальный район в захолустном пригороде Великобритании вступает в явное противоречие с текстом, сообщающем о море, экзотических птицах и редких растениях, где-то совсем не здесь, вдали от серой реальности, пойманной в видоискатель фотоаппарата. «Ранним утром туман растворился. И солнце светит над Тихим океаном. Ты стоишь, словно Бальбоа-завоеватель».

tumblr_l50iuxbp6J1qzfye6o1_r1_1280

hgb_pressebild_275

Текст, кажется, досконально воспроизводит рекламный стиль туристических буклетов. Последняя строчка, она же – название работы, выделена и кажется авторским дополнением. Отношение между тестом и изображением как фантазия/реальность, сегодня/завтра, правда/ложь можно назвать вполне ироническим.

«US77» — одна из наиболее известных черно-белых серий Бёрджина конца 1970-х годов, сочетающая документальный стиль фотографий с текстом в духе глянцевых журналов.

marlboro

Источники:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Бёрджин,_Виктор

http://www.masterfoto.info/?p=3345

Брэндон Тейлор. Фотография как искусство

http://faculty.winthrop.edu/paulinoc/ARTH%20348/Hopper%27s%20Office%20at%20Night%20discussed.htm

Advertisements
  1. Хотелось бы сделать замечание по поводу серии «Офис ночью». В посте говорится об «объективации взгляда в гендерном становлении» в контексте разложения его на активную и пассивную составляющие. Такая постановка вопроса отсылает нас к ряду работ по гендерной проблематике, в частности, J.Berger`s Ways of Seeing. Собственно, этот текст-наиболее влиятельное и известное исследование вопроса. Бергер доказывает на основании анализа европейской традиции живописи и современной массовой культуры, что гендерная специфика видения заключается в следующем: мужчина(художник, зритель) всегда выступает в активной позиции наблюдателя, в то время как женщина(модель) находится в позиции пассивной подверженности рассматриванию. Или, иными словами, мужчины действуют, а женщины выглядят. Этот принцип лежит в основе укрепленного в культуре способа видеть/наблюдать.
    В серии работ «Офис ночью», безусловно, подвергается анализу проблематика взгляда. Но, в первую очередь, с позиции рассмотрения фотографии как носителя информации и отражения культурно-социальных фреймов. Автор тут следует проблематике медийных исследований. Помимо этого, очевиден семантический анализ изображения, разложения его на значащие составляющие и исследования логико-семиотических связей. Этим объясняется фрагментирование изображения, использование элементов инфографики, символов, цвета. Тут он действует вполне в духе концептуального искусства того времени.
    Но в чем же заключается анализ взгляда в контексте гендерной проблематики? Действительно ли это является одним из фокусов внимания автора в серии «Офис ночью»? Ведь женский персонаж у Берджина очевидным образом действует, являясь актором, но не пассивный объектом взгляда. Стоит ли это воспринимать как сознательную акцентуацию ее (персонажа) активного начала-в разрез с положениями гендерной теории взгляда у Бергера ,или это –свидетельство того, что в данной серии гендерная проблематика все-таки не выносится на первый план, и персонаж является просто актором-вне проблематизации гендерной принадлежности?

      • shmursul
      • December 22nd, 2013

      Вот что сам Бёрджин писал по поводу своей работы: My point of departure for the photographic work I made in 1986 was the position of the woman in Hopper’s painting. The woman in the painting is there to be looked at, an object of sexual curiosity.

    • shmursul
    • December 22nd, 2013

    Вот здесь можно подробнее почитать: http://faculty.winthrop.edu/paulinoc/ARTH%20348/Hopper%27s%20Office%20at%20Night%20discussed.htm

  2. Не смогла обойти стороной эту дискуссию. Что касается разложения взгляда на активно-мужской и пассивную женскую позицию нахождения под взглядом, то одной из самых авторитетных теорий в этой области непременно будет теория Лоры Малви, которая и определила женскую позицию как to-be-look-ness. Более того, исследовательница рассматривала, в первую очередь, направление взгляда камеры, поэтому позиция фотографа, ставшая объектом рефлексии Берджина, напрямую связана с гендерной проблематикой. В принципе, любое окуляцентристское исследование раскладывает взгляд на феминную и маскулинную позицию, несмотря на то, кто является протагонистом произведения. Персонажу так или иначе приписываются мужские или женские паттерны в зависимости от того, какую позицию он занимает: скопофилическую или эксгибицонистскую. Персонаж, находящийся под взглядом, не может находиться вне гендерного дискурса, на мой взгляд (простите за тавтологию). Более того, выполняя набор определенных действий, персонажи Берджина еще не становятся акторами, так как композиция выстроена таким образом, что они воспринимаются как объекты наблюдения, а не как субъекты действия. Фрейм из элементов инфографики только усиливает это значение.

  1. No trackbacks yet.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: