B.C .: к вопросу о происхождении концептуализма

Дабы не уйти в пространство обсессий в ответе на вопрос «что такое концептуализм?», никогда не стоит забывать, что в первую очередь это искусство занимается аналитической рефлексией собственного языка. Проблема современного концептуализма тесным образом связана с проблемой ряда представлений о том, чем вообще является произведение современного искусства. В ходе этих сомнительных процессов слово концептуальный стало употребляться по отношению ко всему и, таким образом, трансформировалось в разряд обязательного эпитета по отношению ко всему, что без кураторского или сопутствующего текста прочитать невозможно. Иными словами, эпитет концептуальный стал своего рода апологией для мира современного искусства. Хочется хотя бы надеяться на то, что это так и останется в истории под знаком «концептуальной перебивки» в ожидании нового способа высказывания.
Аналитическая рефлексия собственного языка, замкнутого на самом себе – прекрасная утопия, оттенённая флёром традиций нового романа (Ален Роб-Грийе): вещи о вещах, вещи о самих себе, вещи в отсутствии человека, человек в отсутствии вещей как вещь и т.д., и т.п. Случай нового романа это скорее способ постичь границы и пределы контроля языка над окружающим миром. В случае с концептуальным искусством, модель явно не работает. В центре внимания – слова без вещей, а если в поле зрения попадает вещь, то это не более, чем иллюстрация существующего понятия. Что мы, в сущности, имеем: слова без означаемого (Four Colors Four Words).278996829_aa2a0bf4ff Такой вот грустный язык и фраза из языка, закольцованная на самой себе. И если до хрестоматийного датирования и обозначения ареала своего происхождения в США в 1960-70 годы во главе всего стояли аллюзии на Платона, с его идеями вещей, то концептуалисты довели эти идея до предела, сделав их объектами и предметами самих себя. Хотя, Платона и можно назвать первым концептуалистом.
Становление концептуализма как самостоятельного направление в искусстве, кодифицируется вспомогательными актами обозначения направления. В частности, выставки, как пространственные высказывания или выставки без пространств вообще, существующие только на страницах каталога к несуществующей, концептуальной, выставке (The Xerox Book Сета Зигелауба).xerox-book3 Но именно помещение слова в традиционный искусственный контекст, сделало его самостоятельный объектом без определяемого им образа. И если вплоть до точки предыдущего предложения в данном тексте было использовано 320 слов, то сказать о слове больше, чем говорят о нём концептуалисты, скорее всего, невозможно.

Арутюнова Анна

Advertisements
  1. No trackbacks yet.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: