Книга как материал

Аслан Гайсумов, художник из Чечни 1991 года рождения, работает с книгой, как с материалом. Это очень скромный, спокойный человек, который, однако, уже успел засветиться на таких площадках, как «Гараж», ГЦСИ, «Винзавод» и т.д.

аслан3

Для него книги это, прежде всего, феномен человеческой культуры, источник знаний и документ истории. Изрезанные и закованные в цепи книги, буквы, разбросанные на бумаге, приклеенные на нити и стекло, которые становятся чем-то большим, чем часть целого – это уже не часть слова, текста, а отдельный живущий своей жизнью организм, растерзанный на наших глазах. Аслан не использует шокирующие образы, не прибегает к чрезмерной зрелищности и эмоциональности, просто рассказывает о войне, без пафоса и патетики.

аслан2

Куратор Елена Яичникова пишет о нем: «Через книги мы познаем мир, и, как любой исторический документ, они создаются согласно установкам своего времени и отражают его характер. Истрепанные и изрезанные, без корешка и без сердцевины, с вырванными страницами, ранами от гвоздей или часовым механизмом ‒ книги в работах художника как будто демонстрируют следы жестокой истории и событий, свидетелями и жертвами которых они стали. Для Аслана Гайсумова это, конечно, война в Чечне, которую он узнал в три года. И, как любая война, она, как писала Сьюзен Зонтаг, остается непредставимым опытом, который не поддается словам и ускользает от определений. Слова не могут передать реальность войны. Поэтому, когда слова молчат, говорить в инсталляции Аслана Гайсумова берутся книги».

Вепрева

Advertisements
  1. Использование произведения искусства слова для создания собственного произведения искусства художественного – тема и метод в художественной среде не новые. Одни художники, как, например, Томас Филлипс или Хорхе Мендез Блейк, использовали печатные издания творений своих предшественников для создания совершенно новых произведений, новых историй, новых высказываний, посланий. Другие, как герой сообщения – Аслан Гайсумов, подходят к книге как к сырью, создавая объект, который без акцентирования внимания на тексте, скажет все сам за себя.

    Художник вырезает или заклеивает названия книг, имена авторов, издательств и т.д. – они не имеют принципиального значения, не обогащают послание объекта. Аслан Гайсумов рассуждает на тяжелую тему – тему войны, ту, которой свидетелем когда-то стал сам. Его книги словно герои той войны, каждый со своей историей, своим внутренним миром, своей судьбой, своей книгой прожитой жизни. Книга – наиболее удачный предмет для символизирования одного из тех многих, кто столкнулся с войной, одного из тех равных перед лицом жизни и смерти, и у них у каждого под обложкой свой роман или своя драма, своя лирика, своя комедия и трагедия. Но художник вынимает сердцевину из этих обложек, или оставляет без корешка, словно без хребта, изрешеченную как после артиллерийской атаки, или заполненную землей на месте прежних историй, землей, в которую ушла история судьба вместе с владельцем, оставив после себя лишь безымянную оболочку.

  1. No trackbacks yet.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: