Платье как текст

В 1998 году на выставке «Петербург» в Манеже была представлена работа Натальи Першиной-Якиманской — в большом плоском стеклянном ящике-аквариуме художница распластала анемичное шелковое платьице с кармашками, набитыми волосами. Объект назывался «Локоны возлюбленного». Срезанные волосы просвечивали сквозь белую ткань, рассказывая о неудачной попытке приворожить своего возлюбленного.

фно3

Это был один из эпизодов Фабрики Найденных Одежд, созданной двумя молодыми девушками Натальей Першиной-Якиманской и Ольгой Егоровой, более известные как Глюкля и Цапля. Образ белого платья, как образ несчастной Гимназистки, ступающей по лезвию бритвы, непрерывно преследовал их на протяжении всего творчества. Эротически-танатологические платья Бедных Девушек в буквальном смысле наводнили культурную жизнь Петербурга.

У Бедной Девушки в русской литературе имеется множество сестер и предшественниц. Все они — сиротки без средств: Лизаньки, Сонечки, Неточки, угнетенные людьми, обстоятельствами, обществом. Это эфемерное существо, жертву, не способную к борьбе, которой и колдовство-то толком не удается, со всем пылом сочувствия не раз защищали художницы. «Мы на стороне всех угнетенных», — заявила Глюкля на модельерском семинаре, устроенном в 2007 году Министерством Северных стран, и эта фраза стала ключевой в написанном, ими манифесте.

фно

С белыми платьями был связан инцидент, положивший начало всенародной славе Глюкли и Цапли и названный «Памяти бедной Лизы» (в просторечии — «Прыжок») и посвящался всем Бедным Девушкам, усыхающим от несчастной любви, или, как написали сами акционистки: «Всем тем, кому знакомы муки любви». Он был произведен летом 1996 года в знак солидарности с Бедной Лизой и всеми ей подобными с моста Зимней канавки.

фно2

Другой психотерапевтический проект, более поздний и уже никак не связанный с одеждой, назывался «Белые». В нем белизна шелковых ангельских платьев трансформировалась в белизну комбинезонов химзащиты. В этих белых комбинезонах Глюкля и Цапля становились ангелами доброты, и, если так можно сказать, «деперсонализировались» — это естественный эффект спецодежды. В тот период они гастролировали с акциями «исцеления» по всему свету.

Источник: http://prochtenie.ru/passage/25782

Вепрева

Advertisements
  1. Невероятно насыщенную семиотически проблематику белого цвета в культуре и, в частности, белого платья как символа и образа можно дополнять обилием примеров. Причем примеры эти будут затрагивать не только реалии русского культурного мифо-поэтического пространства, о чем говорилось в посте. Массу интересных примеров осмысления проблематики белого цвета в вестиментарном воплощении можно найти и в европейской (обобщая- западной культуре), и в восточных традиционных культурах.
    Все же, возвращаясь к проблеме осмысления « белого платья» в рамках русской культуры, нельзя не вспомнить тот путь, который был им пройден от невинности, уязвимости, покорной пассивности (собственно, то, на чем строят свое художественное высказывание Глюкля и Цапля)- к советской семиотике образа, фактически обратной по ряду ключевых характеристик. Речь идет о Белых Одеждах как символе созидательного ,активного начала, цельности, устремленности в будущее. Вспомним облачение участников торжественных шествий и парадов. Конечно, вспомним триумфальное появление в Белом переродившейся циркачки Марион Диксон в «Цирке» Г.Александрова.
    Советские Белые Одежды как семиотически насыщенная мифологема- олицетворение и овеществленное выражение Светлого Пути. Суть- воплощение Будущего здесь и сейчас. Удивительным образом была переосмыслена семиотическая база , оставляя исходным, пожалуй, лишь категорию Чистоты.

  1. No trackbacks yet.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: