Метод нарезки в искусстве и литературе

  Существования текста в искусство, в первую очередь, связано с формой коллажа, то есть некоего произведения, состоящего из обрывков множества изображений. В состав коллажа входят и фрагменты газетных вырезок, и куски пейзажей или натюрмортов, портреты, вырванные из контекста слова. В принципе, коллаж можно назвать своего рода гипертекстом, так как цельная картина в нем заменяется набором текстовых фрагментов с узлами переходов между ними. Как и в литературе на смену эпохе больших нарративов и впечатляющих своей монументальной тяжестью томов  приходит метод нарезок, так и станковая живопись на извечные библейские сюжеты уступает место калейдоскопу из множества изображений.

Image

  Сюжет, претендующий на истину в высшей инстанции, на способность объяснить все устройство мироздания в своей якобы цельности, к двадцатому веку окончательно теряет кредит доверия. Более того, изживает себя и система иерархий, на основании которой определенный сюжет входил в пантеон произведений искусства, а какой-то был обречен всегда оставаться за его гранью. Полноценным текстом, осмысленным высказыванием может стать все, не исключая рекламный слоган, вырезанный ножницами из захудалой газетенки.

  Если гипертекстом называют любой текст, в котором обнаруживаются какие-либо ссылки на другие фрагменты, то под это определение попадает и коллаж, создаваемый по тому же методу, что и некоторые литературные произведения. Создание этого самого метода cut-up связано с именем Тристана Тцара, да и с дадаизмом как таковым. Его появление относят к 1920-м годам. Метод был подхвачен и поборниками направления с лаконичным названием «дада», и кубистами, которые нередко обращались к технике коллажа. Та же самая техника стала основой авангардной поэзии и литературы и пользовалась немалой популярностью в 50-х и 60-х.

Image

  Дадаисты делали основной акцент на случайный порядок элементов, отсутствие логики в создании коллажей. К примеру, Ханс Арп создавал свои работы просто высыпав на лист картона кусочки разноцветной бумаги, а за тем приклеивая их на места, которые они заняли при падении. Тристан Тцара предлагал врезать из газеты множество слов и за тем, не глядя, доставать их из сумки, чтобы получилось стихотворение. В этом случае речь идет уже о сплетении визуального образа и литературы, которые объединены одним и тем же методом случайной выборки, алогичной нарезки.  О случайности в поэтических экспериментах Ханса Арпа можно сказать, что они стремились свести к абсурду все, что было так ценимо классическим искусством: законы композиции, эстетическую форму, стиль и размер. Лишая произведение привычных логических связок, дадаисты создают новый тип текста.

Image

  Игра со сменой контекста, манипуляции над текстом, помещенным в чуждые ему культурный пласт, вырывание слова из привычной среды объединяют литературные и художественные эксперименты двадцатого века, устанавливая непреложную связь между тестом и изображением, внедряя текст в искусство, а искусство в текст.

                                                                                                                           Лиза Любавина 

Advertisements
  1. Вы извините, но дело в том, что гипертекст никак не наследует природу коллажа. Если дадаистский коллаж стремится к алогичности, то гипертекст напротив – стремится к максимально точному конструированию макро пространства, в котором одни фрагменты текста соответствуют другим. Манипуляции дадаистов с текстом – доведение метода до абсурда. В конце концов, это стремление упразднить сам метод намеренного отбора. В гиперлитературе же всё устроено качественно иначе. Между фрагментами текста есть безусловная логика. Сама проблема гиперлитературы связана именно с возможностью использования одного и того же материала для создания нового произведения.

  2. Спасибо за Ваш ценнейший комментарий, но я все-таки позволю себе с Вами не согласиться и вступить в научную болтологию, то есть дискуссию . Я предполагаю, что логика так или иначе присутствует в любом творении человеческих рук и человеческого ума, ибо наше сознание априори настроено на поиск смысла и установления связей между отдельными фрагментами. Следовательно установка на разрыв конвенциональной схемы у дадаистов строится по определенному логическому принципу и направлена скорее против привычного стереотипа восприятия и общепринятого метода установки связей и иерархий между объектами. Таким образом, логика в дадаистских коллажах присутствует уже потому, что мы невольно ее находим. На мой взгляд, и дадаисты, и создатели гиппертекста выступали против навязывания смыслов извне и устоявшейся жесткой структуры классического нарратива.

  3. Я вообще не понимаю, зачем понятие коллажа сводить к коллажу дадаистскому. Коллаж суть совмещение несовместимого (только на первый взгляд) ради рождения нового смысла. Гипертекст же совсем по другому выстроен, по системе жесткой логики.

  1. No trackbacks yet.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: