Вопль

Поэма Алена Гинзберга «Howl» была написана в 1955 году. Её публичное чтение в галерее «Шесть» навсегда изменило литературу битников. Вокруг поэмы развернулись многочисленные судебные процессы, содержанием которых стали обвинения в непристойности и пр.
Фрагмент анимации поэмы можно увидеть в биографическом фильме «Вопль» 2010 года, посвящённом Алену Гинзбергу. В расширенную, режиссёрскую версию фильма, вошла вся поэма, также проиллюстрированная чередой трансформирующихся, демонических образов, покрываемых хлопьями зелёных купюр, вместо пушистого рождественского снега.
Должно признать, что анимационный фильм производит сильное впечатление, и несмотря на то, что роль не самого обаятельного поэта Гинзберга играет Джеймс Франко, получилось очень даже убедительно. Основным и незатейливым принципом, положенным в основу мультипликации поэтического гимна поколения битников, стало буквальное визуальное воспроизведение текста, что, впрочем, облегчает процесс чтения, если смотреть его с оригинальными субтитрами. Анимационная форма стала наиболее удачным способом экранизации поэмы. Таким образом, мы можем видеть насколько необъятно слово и сила воображения, связывающего его в повествовательную конструкцию. И если, обращаясь к оригинальному тексту, мы читаем его как развёрнутую апокалипсическую метафору, то основным принципом анимации этого бит-безумия становится именно визуальная деметафоризация, в процессе создания которой не было предпринято никаких попыток дешифровки.
Ёмкость и сила высказывания поколения битников, с их беспринципностью и пренебрежением общественной морали – адекватная характеристика всей эстетики битников. Наполненные психотропными веществами и ненавистью к комформисткому американскому обществу, с их одинаковыми лимузинами и домами в каждом часовом поясе, они, в сущности, описали становление капитализма и предсказали последующий этап его развития – просвещённый капитализм, в котором люди добровольно приносят в жертву собственных детей.
Любопытно то, что внутренняя динамика текста, с его условной последовательностью и алогичностью, сводится в неразрывную цепь повествования, главой которой не являются опосредованные логические переходы, но именно эмоциональное переживание наступающей катастрофы. Именно этот эмоциональный всплеск делает, казалось бы, нелинейное высказывание настолько цельным и сильным по своему воздействию.
Культура битников привнесла в литературу новые образы, наполненные мраком, отчаяньем, безысходностью и каким-то внутренне непреодолимым безумием. В данном случае видео не упраздняет текст, а лишь утрирует его содержание.

 

Арутюнова Анна

Advertisements
  1. No trackbacks yet.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: