Очередь как форма существования

Акция «Очередь» московских концептуалистов вполне может считаться символом своей эпохи – сложно представить более выразительное и в то же время такое простое и лаконичное высказывание о том, чем для советских людей было время брежневского застоя. Человек встает у двери какого-то безымянного учреждения, что рядовые прохожие однозначно расценивают как призыв к формированию очереди. Проходит немного времени и к нему присоединяются все новые и новые люди. Для людей это самый привычный способ времяпрепровождения, рутина жизни, ежедневная процедура вроде чистки зубов и приема пищи, которая уже начинает совершаться в автоматическом режиме,  без раздумий. Люди даже толком не интересуются, ради чего образована эта очередь и что их ждет за закрытыми дверями. Они просто присоединяются к ней.

Ожидание в очереди – привычная форма существования для советского человека, которому чтобы не растеряться и не утратить опору под ногами, нужна определенная суточная порция стояния в очереди. Без этого его мир пошатнется, а сам человек рискует почувствовать себя выпавшим из привычного потока жизни, в котором он прежде чувствовал себя столь уверенно. Здоровая позиция нормального человека – не допускать этого, не раскачивать лодку, а идти по жизни надежным проверенным путем. К тому же стояние в очереди – это ежедневная порция оптимизма, ведь ожидание в очереди всегда обещает наградить страдальца каким-нибудь ценным призом: будь то билет в кино, редкая книжка или 200 грамм дефицитной колбасы. Вообще, стояние в очереди – это своего рода лайт-версия ожидания наступления рая на Земле, то есть коммунизма. Эта ежедневная процедура учит советского гражданина проявлять терпение, знать свое место, не пытаться нарушить правила. И в итоге долгожданное счастье достанется каждому, кто был хорошим мальчиком или девочкой.

Акция «Очередь» – это не стеб над советскими гражданами, не желание их высмеять. Это попытка в ясной и простой форме показать трагедию человека брежневской эпохи, иллюзорность его надежд и призрачность обещанного светлого будущего.

 

Алексей Синицын

Advertisements
    • shmursul
    • December 20th, 2013

    Это же петербургский концептуализм, насколько я помню.

  1. Был у меня один знакомый, который мечтал открыть нечто на подобии музея советской власти: “И сделаю фальшивые двери и надписи над ними: “две очереди вникуда” – и, как правило, смеялся. Грустная акция “Очередь”. Серость. Скука. Повседневность. Беспросветное будущее. Этакий, ленинградский Уорхол, если бы тот, вместо чёрной икры которую покупал Баскиа, поехал в Россию Слепой горизонт. Одна определённость: очередь. Стой в ней, общайся. “Зачем стоишь?” Ответ: “ну…пффф..”. Забавно, а тогда никто подобным вопросом даже не задавался. Сомневаюсь, что сейчас мы находимся в большей определённости. В Русском музее, кстати, висит одна ОЧЕРЕДная картина. Художник Алексей Сундуков «Очередь» 1986. Встав перед ней можно очень живо представить себя стоящим в очереди. Не знаю точно, находится ли картина в постоянной экспозиции, или же в запасниках. Благо, всегда можно пройти по ссылке: http://art1.ru/wp-content/uploads/2013/10/2013_10_17_zloba_3.jpg
    Очередь так же стала расхожим сюжетом в литературе. К примеру, “Очередь” Владимира Сорокина, где весь сюжет разворачивается посредством состоявшихся в очереди разговорок, без лирических отступлений и авторских ремарок.
    И, да, Алексей, насколько я помню, это ленинградский концептуализм.

  1. No trackbacks yet.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: