Реальное и мистическое / Витгенштейн и сюрреализм.

Начало двадцатого века – это эпоха, одна из самых богатых на новые идеи. Возникая одна за другой (зачастую одна и та же мысль рождалась в разных умах одновременно), идеи быстро распространялись по свету, находя то тут, то там благодатную почву среди людей, чьи мировоззренческие устои были сломлены наступлением новой эпохи. Идеи эти перемешивались друг с другом порой самым неожиданным способом. В результате получилось так, что в совершенно разных сферах мысли у совершенно разных людей, занимавшихся различными вещами, можно обнаружить схожие мысли.

Сюрреализм и Витгенштейна объединяет схожий взгляд на границу реального, на то, что находится за ней, и на язык, который все это описывает.

wittgenstein    breton

С позиции австрийского философа за пределом реального (т.е. мира) лежит область мистического. По аналогии с этим – за пределом языка (символического аналога мира) лежит сфера бессмысленного. Здесь как в математике: реальное соотносится с языком также как мистическое соотносится с бессмысленным. Все, что относится к области мистического, невыразимо с помощью языка (осмысленных предложений-картин).

В основе позиции сюрреалистов – стремление говорить о мистическом, иначе говоря, о том, что находится вне пределов реального, иначе говоря, о сверх-реальном, о сюрреальном. И сюрреалисты в полном соответствии с логикой рассуждений Витгенштейна, используют для этого «язык» бессмысленного. Сюрреалисты выбрали для себя три пути осуществления этой цели:

  1. Использование образов, оторванных от реальности (объектов, которые не присутствуют в мире – попросту говоря, того, чего не существует).

пример 1. Макс Эрнст.

  1. Употребление слов и фраз в отрыве от закрепленного за ними значения.

пример 2. Рене Магритт.

  1. Отказ от построения логически связного текста в пользу автоматического (неподконтрольного логике) письма или метода нарезок (случайного соединения слов и фраз). пример 3. Андре Бретон - роман "Надя".

Однако сюрреализм и концепция Витгенштейна не являются зеркальными копиями друг друга – есть в них и серьезные различия. Касается это, прежде всего, отношения к человеку, к его психике. Одно из центральных мест в системе взглядов сюрреалистов занимает психологический субъект (бессознательное, страхи, желания человека). Но если австрийский логик считал, что психологический субъект вполне может быть описан языком (наукой психологией), то для сюрреалистов психологический субъект лежит вне пределов логики и не может быть с помощью нее описан. Здесь они придерживаются тех же позиций, что и психоанализ: средство для описания психологического субъекта они видят в использовании механизма свободных ассоциаций и сновидений.

 

Алексей Синицын

Advertisements
  1. No trackbacks yet.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: