Визуальная поэзия футуристов: идеологический подтекст

 

Под визуальной поэзией понимают размытый культурный феномен, находящийся в богатом зазоре между литературой и визуальными искусствами. […] Предтечами современной визуальной поэзии являются русские футуристы. Алексея Кручёных внесли вклад в мировую культуру, оказав влияние и на западных художников и поэтов. Шрифтовые стихотворения Зданевича и Терентьева предвосхитили похожие поиски у художников движения Дада. А железобетонные поэмы Каменского являются классикой жанра смешанной техники[i].

* * *

Что движет автором, когда он решает повернуть свое творчество в сторону визуальной поэзии? Желание достичь максимального мимезиса? Приблизиться к описываемому предмету как можно ближе? Может, это неуверенность в своих писательских силах? Или же это итог разочарования в возможностях слова?

Точка зрения русских футуристов Хлебникова и Крученых такова: буквы не должны быть серыми и безликими, они должны быть не только посредниками на пути к заключенным в них смыслах, но и сильными самостоятельными единицами, говорящими что-то за себя и от себя. Хлебников и Крученых не хотят видеть буквы «выстроенными по линейке, с обритыми головами, обиженные, каждая как две капли похожа на другую»[ii]. И в их столь категоричной позиции по отношению к письму мы видим протест против всей идеологической парадигмы современного им западного общества – против универсализации, унификации и массовизации. На смену эпохи, берущей начало во времена Возрождения, с ее идеалами индивидуального и уникального, приходит век масс и потребления. Протест футуристов против умаления значимости буквы – это протест против опасной идеологии нового века.

Хлебников и Крученых пишут: «если спросите писателя-ремесленника, настоящего писателя, он вам скажет, что слово, писанное от руки таким-то почерком или набранное таким-то шрифтом, совершенно отличается от того же самого слова, но выведенного другими буквами»[iii]. Поэты-футуристы выступают за сохранение всего индивидуального и неповторимого как в творчестве, так и в жизни. Текст с их точки зрения, всегда пишется кем-то и для кого-то, он всегда несет в себе нечто личное и уникальное – этот момент обязательно нужно сохранить, дабы общение между людьми не перестало быть в полном смысле слова человеческим и не превратилось в автоматизированную передачу информации.

Илья Зданевич - ЛидантЮ фАрам    Игра в Аду

Техника визуальной поэзии предполагает одновременно и усложнение, и облегчение восприятия произведений читателем. Облегчение связано с тем, что автор с помощью визуального компонента текста удваивает и утраивает смысл написанного – языковой знак превращается в иконографический. Усложнение же связано с вынужденностью читателя сделать усилие (уделить больше внимания и времени), чтобы прочесть текст, который написан далеко не стандартным образом и весьма труден для восприятия. Таким образом, поэзия футуристов ориентирована, с одной стороны, на усиление оказываемого на читателя воздействия, а с другой – на ломку привычных схем восприятия текста (шире – мира) и на принуждение к рефлексии.

Стремление разрушить границу между словом (литературой) и рисунком (изобразительным искусством) вполне можно прочесть и как желание преодолеть дихотомное мышление, разрушить стереотипы и продемонстрировать призрачность существующих границ. Поэтому идеи переосмысления буквенного знака обретают большую популярность именно во времена расцвета «бунтарских» идей: в 10-20-е и в 60-е годы XX века. Радикально переосмысливая традиционную роль буквенного знака, поэты и художники прошлого столетия пытались тем самым сломать господствующий властный дискурс и противостоять тоталитаризму, скрыто или явно присутствующему в фашисткой, социалистической и капиталистической идеологиях.

 

 Алексей Синицын


[i] Гик Ю. Визуальная поэзия в России:промежуточные итоги. URL: http://magazines.russ.ru/ra/2006/12/gi17.html

[ii] Цит. по: Флэтли, Дж. Фактор букв. URL: http://kogni.narod.ru/durant.htm.

[iii] Там же.

Advertisements
  1. No trackbacks yet.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: