Сюрреализм и книги Франца Кафки

Франц Кафка. Замок

Издания Кафки нередко иллюстрируют работами сюрреалистов или магических реалистов. К примеру, обложка издания «Замка» 1991 года украшена «Красной моделью» (1937) Рене Магритта, а форзац — его же «Угрожающим убийцей» (1926—27).

Угрожающий убийца. 1926—27

Что общего между несчастным писателем-служащим канцелярии и сумасбродными художниками-экспериментаторами? Действительно, и писатель, и художники отличаются склонностью к мрачному абсурду, увлеченностью своими видениями и мистической в них верой. Кроме того, художественное пространство и у Кафки, и у многих сюрреалистов, например, у Магритта, чем-то ограничено, эдакое non-site place.

Карсная модель. 1937

И Кафка, и сюрреализм сегодня почти одинаково популярны. В прозу Кафки никто особенно не вчитывается, однако все кому не лень используют слово «кафкианский», имея в виду неразрешимые, абсурдные до дрожи ситуации. Кроме того, читатели полны сочувствия к несчастному чеху, у которого жизнь совсем не сложилась, и ищут тени своих неудач в его книгах.

Неугасающая популярность сюрреалистов обусловлена, с одной стороны, фигуративностью их работ: в них читаются узнаваемые сюжеты. С другой стороны, там есть «изюм» — набор странных, необъяснимых деталей. Сюрреалисты попали, что называется, в жилу: с их подачи на поверхности холста оказались человеческие сны, оговорки, галлюцинации, ошибки восприятия. Многим зрителям это кажется откровением, тонким и цепляющим нюансом. Это вовремя поняли второе и третье поколение «художников бессознательного» и превратили сюрреализм в эстетику сюрреализма.

Мерет Оппенгейм

Почему же сюрреалистические сюжеты так и хочется зарифмовать с «кафкианством»? Почему имя Магритта часто стоит рядом с именем Кафки? Только ли дело в эстетике абсурда? А откуда он берется, этот самый абсурд? Может быть, он — только следствие каких-то других операций?

Фуко в работе «Это не трубка» о картине Магритта строит схемы: «это не ”трубка”» и «это не ”это не трубка”» и «”это не трубка” это не ”это не трубка”». Попробуй отыщи настоящую трубку, да и вообще, стоит ли ее искать, если у нас уже есть нечто новое — «Это не трубка»? Вместе с тем, Фуко говорит о невозможности отображения реальных предметов, о том, что появился некий барьер между реальностью произведения и реальностью того, что имеет место.

Франц Кафка. Деревья

Ведь мы — словно бревна на снегу. Кажется, что они лежат на скользком насте и их можно легким толчком отодвинуть. Нет, нельзя, потому что они крепко связаны с землей. Но смотри-ка, даже и это — только кажется.

О подобном барьере пишет и Валерий Подорога в работе «Франц Кафка. Конструкция сновидения». По словам философа, барьер — «несущий элемент организации пространства» у Кафки. Он существует не для того, чтобы его преодолеть, напротив, он сам по себе ценен. Неприкосновенность и непреодолимость барьера гарантируют жизнь художественному миру Кафки. Отсюда и вся его абсурдность.

Даже когда героям Магритта и Кафки кажется, что они освободились от своих барьеров и выбрались на волю, это только кажется.

Воспроизведение запрещено. 1937

P.S.

Франц Кафка. Желание стать индейцем

А быть бы индейцем — прямо сейчас — и на скачущей лошади, косо наклонясь вперед, вновь и вновь чуть подрагивать над подрагивающей землей, и уже не давать лошади шпор, ведь и нет никаких шпор, и отбросить поводья, ведь нет и поводьев, и едва различать превращающуюся перед тобой в чисто выкошенный луг землю — уже без лошадиной шеи и лошадиной головы.

Advertisements
  1. ой, а первая картинка как раз та книжка!

  2. Да, в Челябинске у меня именно такая и лежит. Поэтому я о ней знаю 🙂

  1. No trackbacks yet.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: