Визуальная поэзия. Дмитрий Пригов. Стихограммы

Стихограммы Дмитрия Александровича Пригова — яркий пример визуальной поэзии, через который Пригов предстает наследником леттристов. Набранные на обыкновенной печатной машинке, стихограммы льются с листа сплошным и причудливым потоком деконструированных лозунгов советской пропаганды, штампов, расхожих фраз, слов из песен или стихов. Буквы и слова то извиваются и сворачиваются в разные стороны, то накладываются друг на друга и сжимаются в клубок, образуя «шум» — почти помехи на телеэкране, какой-то технический коллапс.

3. Товарищ, я не могу оставить эскадрон Ты должен

В некоторых стихограммах изображение равно сказанному: буквы и слова соединяются в иллюстрацию. Слова «Товарищ, я не могу оставить эскадрон» сбиваются в рой «солдат» по левую и правую стороны баррикад, а им в ответ — многократное стройное «Ты должен». Читая текст, мы как будто и слышим голоса, и видим движущуюся картинку.

17. Поезд дальше не пойдет просбба освободить вагоны

«Поезд дальше не пойдет» — могли бы услышать мы в вагоне метро; поток слов строится на странице как расходящиеся пути: воображаемый поезд сворачивает в другой тоннель.

5. Ин вино веритас а в пиве ч то

«Ин вино веритас, а в пиве что?» — стихограмма, выстроенная в форме винного бокала, вроде бы шутливая, затейливая. И в то же время — этакое искреннее вопрошание русского человека, зашедшего в рюмочную или закусочную, где напитки употребляют, стоя за столиком на долгой ножке. В вине — истина, а в пиве тогда что?

Есть более сложные стихограммы — и по смыслу, и по технике исполнения, — в которых происходит постепенное и незаметное, словно заражение, превращение одних идиом в другие:

13. Будь готов к этой идее я готов я не готов к этой идее

Это как будто спор с самим собой, в который то и дело вклинивается посторонний голос из воображаемого транзистора.

1. Как я весел, как я мил Смерть рядом

Из-за сплошного однородного потока-полотна слов выпрастывается обрывок другого полотна-мысли — посторонней, зловещей и необратимой.

10. Жизнь дается человеку один раз и надо прожить ее так чтобы

Здесь тоже возникает этакий исподний смысл — через недоговаривание. Мы знаем, что фраза оканчивается так: «не было стыдно за бесцельно прожитые годы». Недосказывая ее до конца, оставляя пустое место, Пригов задает вопрос, выражает сомнение, стоит ли проживать жизнь «так, чтобы не было стыдно»? И как стоит проживать жизнь?

Advertisements
  1. No trackbacks yet.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: