Выставка “Вещи, слова и последствия” в ММСИ

Выставку «Вещи, слова и последствия» Катя Елсукова и Оля Рябухина застали в самый последний день ее работы — 14 октября. Изучив объекты и видеоарт во всех пяти залах ММСИ в Ермолаевском переулке, девушки убедились в том, что произошедший давным-давно процесс превращения вещей в слова и слов в вещи сегодня очень занимает молодых художников.

Кураторы выставки «Вещи, слова и последствия» Саня Канторовский и Стас Шурипа полагают, что современный художник априори страдает афазией. Это расстройство речи, при котором нарушается привычная связь между предметом и словом, означающим его. Так, афазия становится методом современного искусства, а современный художник — афатиком. Конечно, это явление интересует кураторов не с медицинской точки зрения, а с позиций изобразительности. Во что превратится художественное высказывание, если язык зрителя полностью разнится с языком художника?

Одна из теоретических основ выставки — статья Романа Якобсона «Два аспекта языка и два типа афатических нарушений». Если описать в самых общих словах, по ней, афатики с нарушением первого типа описывают предметы через их функции, а предложения стоят так, что теряются все подлежащие. Речь афатиков второго типа стоится в «телеграфном стиле»: подлежащие, напротив, сохраняются, а слова-связки исчезают. Якобсон приходит к выводу, что афазия первого типа рождает метонимию, а второго — метафору. То есть расстройство становится источником обогащения языка, неким альтернативным творческим ресурсом.

На выставке «Вещи, слова и последствия» устная речь находит пластическое выражение, а текст становится исходным материалом для построения визуальных конструкций. И наоборот: изображение или объект могут быть поняты, только если зритель «прочтет их».

В работах единицей текста выступала единица изображения.

Знаки дорожной разметки превратились в объемные структуры в скульптуре Стаса Шурипы.

      

Работа американки Лиз Меджик Лейзер — о языке тела. Холсты и изображенные на них фигуры очень условны и даже безлики: живописная поверхность становится знаком самой себя.

    

Материалом для работ художников становится информационный шум. Например, на нем строится цифровое анимационное видео американца Френсиса Старка, воспроизводящее разговор об искусстве в секс-чате.

К информационному мусору можно отнести и второсортные фотоснимки, из которых сделаны коллажи.

Кураторы выбирали такие объекты и инсталляции, которые говорят о сложном просто. Метафора пустого знака — длинная прозрачная трубка, в которую замысловатым способом поместили медицинский халат.

   

А вот ребус американца Антуана Каталы «Катастрофы» (Catastrophies) — пример, когда сложным путем говорят о простом. Работа состоит из трех частей:

«Кошка» (Cat) — куб с пластиковым тельцем уютно устроившейся кошки, над которым вращается голограмма кошачьей головы. От случая к случаю она мяукает.

«Зад» (Ass) — пластиковая прозрачная мужская попа с жестким диском Apple внутри.

«Трофеи» (Trophies) — на алюминиевый лист с вырезанными в нем кубками («трофеями») натянуто латексное полотно с изображением спиральной горки. Полотно всасывается и образует выемки, повторяющие форму отверстий в листе.

Все три объекта связаны проводками и складываются в Cat-Ass-Trophies.

   

Завершает экспозицию работа Бориса Гройса 2008 года «Религия как медиум» — непростая и жутко интересная (лучшая из представленных работ).

Гройс подготовил нарезку из старых советских фильмов, экспрессионистского кино, треша, документальных фильмов, обеззвучил ее и начитал поверх лекцию о смерти, метанойе, музее как кладбище и постмодерном разложении души и тела. Подробнее о работе рассказал сам Гройс сайту OpenSpace.ru 4 года назад.

 

Some additional photos:

          

      

k. & o.

Advertisements
  1. No trackbacks yet.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: