Фанзин, можно просто Зин.

Кроме “книги художника”, экземпляры которой мы могли посмотреть, понюхать и почти потрогать, существует еще одно родственное издательское явление – зин. Зин (или zine) есть сделанный на коленке журнальчик, чаще периодический, совсем часто – lo-fi, сделанный чаще всего на ксероксе (хотя бывают рукописные, отпечатанные на машинке и даже типографские выпуски).

Интернеты говорят нам, что “зин” – термин, производный от “фанзина”. Фанзинами же, в свою очередь, называли малотиражные журналы литературно-фантастической тематики, выпускавшиеся в 1930-70е года в США. Этот термин ввёл в обиход фантастолюб и журналист-любитель Рассел Шовене. На самом-то деле, история зинов берет свое начало еще в Средневековье. Это явление существует так же долго как само книгопечатание. Всем известный господин Иоганн Гутенберг подарил миру дивный способ распространения знания путем копирования и тиражирования. Люди (еретики и прочие вольнодумцы), не согласные с общепринятым пониманием “знания, достойного к  распространению” породили на свет новую традицию, издавая альтернативное “знание” на страницах первых зинов. Так, первыми зинами можно считатать пафлеты Мартина Лютера “95 тезисов”, которые вышли в свет в середине XVI века. В середине XVII века Бенжамин Франклин стал автором литературного зина для пациентов психиатрической больницы, а чуть позже зины стали важным революционным орудием якобинцев. Прообразом зинов можно считать и свитки китайских художников, как формы авторского художественного и нарративного послания. А ведь существовали еще и древние японские гравюры, объединенные общей темой и литературным источником. Так что когда вам говорят, что “зины” – дитя американской фантастики 30х годов – смело пфыкайте, задирайте нос и называйте собеседника невеждой. Ну а пока до этого не дошло – еще пару слов о зинах XX века.

Зин – это не только дилетантский вариант Эскваира или Пипл, это и традиция альтернативных журналов по искусству и литературе. Многие художники писатели, будучи слишком авангардными для мейнстрима нашли возможность быть опубликованными на страницах маленьких изданий. Так в начале XX века печатались рассказы Лавкрафта.  Юджин О’ Нил и Ман Рей публиковались на страницах анархистского издания “Mother Earth”.

В 1966 году Виталий Бугров выпустил любительский журнал “Гусли кота Василия”, ориентированный на публику, увлеченную фантастикой. Хотя, какую публику – 6-8 человек. Мизерный тираж – одна из главных характеристик зинов. В 1970 году Андропов (на минуточку председатель КГБ) докладывал, что, несмотря на работу органов по защите честного советского гражданина от вредных мыслей, рост самиздата был выше роста экономического. Журналы печатались на пишущей машинке, в некоторых случаях, создавались рукотворно. Таким образом, самиздатские книги и журнала в СССР закрепили за собой звание политического искусства. Не такой судьбы для книги хотел Крученых, но тем не менее. И вот наступили Девяностые: на Пушкинской площади открыли Макдоналдс, ГКЧП подтянуло танки к Белому дому, Солженицын вернулся в Магадан и про зины в новой России как-то позабыли. Позабыли, но не похоронили. Очнулись зиноделы уже ближе к 2000-м – десятым, запустив самиздат, который уже именуют “зином” (то есть прямо Зин), чаще с приставкой фото- или арт-.

Машина заработала на полную катушку – это вам не наборная печать. Ну а количество не всегда есть качество, поэтому основная масса современных зинов – не стоящий внимания мусор, самодеятельность уровня школьных анкет, разве что оформление в свете развития технологий улучшилось. Ну да, няшно.

Но не всё же так плохо, друзья! Существуют в России представители профессиональной визуальной культуры – профессиональные книжные художники, дизайнеры – их-то учили, из чего состоит книга, они понимают, каковы обязательные (даже в поисках новой формы) ее элементы, знают кто такие Розанова и Крученых и что на обоях можно не только телефонные номера записывать. Но философия современного зина все же отбрасывает его далеко от эстетики русской футуристической книги: художник уступил место дизайнеру-фотографу.

Однако зин еще сохраняет своё очарование, не становясь товаром, как популярные глянцевые издания, но оставаясь авторским высказыванием, собственным творением.

P.S.

Зины печатали не только критики и экологи. Свобода она ведь для всех свобода, так что были и издания типа “Pure” от знаменитого Питера Сотоса, выпускавшего порнографический фэнзин об изнасилованиях и убийствах детей. Но журнальчик запретили, а Сотоса арестовали ФБР. Так что читайте книги, смотрите кино и любите детей.

P.P.S
В СССР периодического фантастического самиздата было много http://www.fandom.ru/about_fan/fanzin_biblio.htm

и несколько картинок, чтобы не гуглить

This slideshow requires JavaScript.

спасибо.

Егор

Advertisements
  1. A collection of Artist’s Magazines http://printedmatter.org/researchroom/essays/magazines.cfm

  1. No trackbacks yet.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: