По материалам русского авангарда

Интересно находить все новые подтверждения тому, каким цельным явлением был русский авангард. Каждый художник по-своему интерпретировал некую общую идею, которая никак не артикулировалась, не была закреплена в манифестах и не стала громким лозунгом. Но ее все же формулировали, правда, в небольших, как бы неприметных книгах, выходивших небольшим тиражом, Николай Пунин («О Татлине») или Илья Зданевич («Наталья Гончарова. Михаил Ларионов»).

Идея заключается в том, что русский авангард наследует у народного искусства допетровской России, в том числе искусства иконописи, у Византийского искусства. Преемственность обнаруживает себя в самом отношении к материалу: его артикуляция, вхождение внутрь его. Так же, как русские иконописцы не пытались скрыть поверхность простой деревянной доски, на которую ложился возвышенный образ бесплотного, русские авангардисты утверждали материал, в котором работали, делали его  самоценным.

В книжной графике и авангардной поэзии это выражается в «новом» отношении к букве и слову. У слова появляется фактура, то есть то, что можно потрогать, то, что дает почувствовать почти тактильную разницу между словами. Буквы пляшут и ползают по странице, меняются местами, вползают на изображение или сами претворяются им. Так, перемещаясь по странице, буквы как бы исследуют ту бумагу, на которой написаны, а Алексей Крученых ощупывает слова и исследует язык, создавая заумь.

Image

Владимир Татлин, создавая свои «Материальные подборы» — выразительные композиции из кожаных, металлических, деревянных фрагментов, подчеркивал фактуру материала. Как писал Пунин, Татлин обращался «ни к старому, ни к новому, а к нужному». Это «нужное» не значит утилитарное, а скорее материальное, сделанное, ручное и в силу этого нужное.

Image

Варвара Степанова создавала рисунки на ткани, которые, с одной стороны, говорили о серийности производства. С другой стороны, подчеркивали свойства того материала, на котором были исполнены: повторяющиеся переплетения волокон ткани.

Image

 

Advertisements
  1. No trackbacks yet.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: