Человек, кот и Веб 2.0

На рубеже 2000-х 2010-х человек начал испытывать что-то вроде мечтательной зависти к образу жизни котов. И правда: как здорово быть совершенством — а коты именно совершенны в своем царственном безделье — ничего не делать и при этом не испытывать маяты. Свои чувства к котам, или «свое ощущение кота», человек перенес в Сеть — не без помощи Веб 2.0. Раньше можно было снимать любимых питомцев на фото или видео и демонстрировать свои шедевры, приходя к друзьям в гости. Или слать на программу «Сам себе режиссер» — пусть вся страна увидит! С появлением Веб 2.0 «Сам себе режиссер», наверное, разорился: поток кошачьего видео, смешного и не очень, оказался на YouTube, RuTube, блогах, социальных сетях.

Любительские фото и видео с котами — это, ясное дело, китч, треш и кэмп. Их засилье на ТВ в середине 1990-х сделало очевидным факт человеческого бессилия перед гиперреальностью, производящей знаки знаков и ничего настоящего; бог умер, умерло искусство, человек тоже, остался только… кот как реинкарнация своего хозяина. А, может, дело вовсе не в бессилии, а просто в безделье. Так или иначе, человек перестал снимать на пленку свои достижения и переключился на достижения своего кота.

Отношения «человек—кот» не раз становились предметом художественных размышлений, не имеющих отношения к бездумной документации жизни питомца. Так, в 1991 году была записана песня «Человек и кошка» группы «Ноль». Лет через 15 на эту же тему поразмышлял московский художник Олег Тищенков. В середине 2000-х в Сети, а затем и в печати появились его двух- и трехцветные комиксы «Человек и кот». Это меланхоличные миниатюры об отношениях человека, кота и внешнего мира. Хозяин и кот живут в обыкновенной городской квартире. Они лишены каких-то особых примет. Трогательные и банальные реплики героев написаны печатными буквами как будто от руки и порой с ошибками. Человек и кот разговаривают об обыденных вещах, о чем-то мечтают и в своих коротеньких беседах опасливо заглядывают в пустоту и неизвестность, которые неизменно преследуют жителей большого города.

Image

«Человек и кот» стал возможен и известен благодаря Веб 2.0: эпизоды из комикса быстро разошлись по Сети. Они стали своеобразным средством коммуникации между юзерами: чтобы поделиться своим настроением, достаточно запостить «страничку» из комикса в своем ЖЖ или в социальной сети. Если бы Веб не позволял открыто делиться информацией, в комиксе не было бы особенного смысла. Становясь обсуждаемым, он превращается в своеобразный код (средство коммуникации есть сообщение): его можно смотреть и обсуждать, можно просто смотреть, но при этом знать, что если ты о нем вспомнишь в разговоре, тебя моментально поймут собеседники, потому что они тоже видели это.

С другой стороны, комикс предполагает только пассивное участие юзера: можно смотреть, но «руками не трогать». Нельзя придумать свой сюжет для этого комикса или изменить уже существующий. Вроде бы количество историй не ограничено, но создавать их может только Олег Тищенков как единственный автор. Конечно, пользователь волен самостоятельно нарисовать новую историю про «Человека и кота», но это будет «уже не то», кроме того, такое действие расценят как нарушение авторских прав. Таким образом выясняется, что комикс «Человек и кот» существует посредством Веб 2.0, но по законам Веб 1.0.

«Человек и кот» не обладает таким потенциалом вовлечения, как интернет-мемы, связанные с котами. Разница в том, что комикс рассказывает о том, что человек любит своего кота, а не хочет быть котом. Что бы ни происходило между героями, человек остается человеком, а кот — котом. Живя вместе, они успели привязаться друг к другу, может быть, стали в чем-то похожими, но у кота сохранились его повадки, а человека волнуют все те же вопросы, чуждые коту.

Примером совсем другого понимания человеком самого себя становятся кото-мемы. Они не являются логичным продолжением темы отношений между человеком и котом, как можно было бы подумать. Мемы гораздо ближе той эпидемии любительских видео, разразившейся в 1990-х. В кото-мемах воплотилось навязчивое желание юзера стать котом. Не поболтать с хвостатым о смысле жизни, не прилечь на нагретый им диван, не накормить его или погладить, а быть как он.

Image

Кошачьими мордами изобилуют демотиваторы, Youtube полон видео с котами, проделывающими разные фокусы. Социальные сети, имидж-борды — русский 2ch и зарубежный 4chan — переполнились картинками с котами. Эти хвостатые звери теперь антропоморфны: они неравнодушны к политике, волнуются о будущем человечества, решают важные жизненные дилеммы.

Дело дошло до того, что юзеры сами смеются над своим стремлением очеловечить котов и «закотиться» самим.

Image

Аудитория утопает в няшных образах, однако все равно испытывает нехватку няшности и приветствует ее в любых количествах: няшности много не бывает! «Продвинутые» бумажные издания эксплуатируют эту интернет-манию, чтобы привлечь аудиторию и расположить ее к себе. Журнал «Большой город», должно быть, рефлексируя по поводу выборов 4 марта, в одном из номеров разместил такую иллюстрацию:

ImageМожет быть, вокруг происходит что-то по-настоящему страшное, раз даже доселе индифферентные котики встревожились? В комиксе Тищенкова тоже есть отголоски политической жизни, героев она как бы касается, но весьма опосредованно. И, в отличие от котика, который «тревожится», кот из комикса очень наглядно демонстрирует свое отношение ко всей этой человеческой суете. Как и человек, впрочем.

ImageМемы — это настоящее воплощение возможностей Веб 2.0, потому что пользователи могут сами создавать их и использовать уже существующие, чтобы выражать свое мнение, при этом выбор мемов гораздо более широк. Они не имеют авторства, их поток бесконечен, а сила вовлечения велика настолько, что юзер перестал понимать (или захотел перестать понимать), где он сам, а где кот.

Ольга Рябухина

Advertisements
  1. Olya, good job! It’s a сreative work.
    I was thinking about author’s right, you mentioned in your article. “С другой стороны, комикс предполагает только пассивное участие юзера: можно смотреть, но «руками не трогать»…Конечно, пользователь волен самостоятельно нарисовать новую историю про «Человека и кота», но это будет «уже не то», кроме того, такое действие расценят как нарушение авторских прав. Таким образом выясняется, что комикс «Человек и кот» существует посредством Веб 2.0, но по законам Веб 1.0.”

    You are right, sometimes there is a passive state in user’s communication with some mems, but I think the meaning of the mems’s existence is to replicate the previous mem. And, Oleg Tishenkov’s mem (cartoon-like image) could be an object to make a replica on it. What about author’s right on it, I think it’s more about cartoon as art itself, not about mem like the way of smn’s inspiration.

    P.S. It’s a coincidence with the cat’s topic) Yesterday, after some time of reading about Web 2.0 and 3.0 and after viewing some examples of figurative poetry I had a “night-mare” with the kind of 3D cat coming out from the monitor of the computer))) It’s a power/postimpression on visual art (sorry for the personal connote into the P.S. part of this comment).

    • хо-хо! Алёна, я тебе желаю спокойных снов без 3D котов!
      да, комикс скорее даже арт. я впала в размышления по поводу модификации образа кота в Сети, и так вспомнила “Человека и кота”, который мог бы даже вне Сети существовать. но в Сети проще стать обсуждаемым, поэтому он там и начался

    • Natalia Fedorova
    • October 22nd, 2012

    Recent talk from Colta on the topic http://www.colta.ru/docs/7161

  2. yes, I’ve alredy read it. their talk went too far to Lacan. at the first view, they captured my theme. but I’ll try to go further and rehabilitate В-)

  1. No trackbacks yet.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: